Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/1999

Архив

  Если они равны – это не значит, что похожи

Вот почему американцы возвращаются к идее раздельного обучения

Ренессанс женской школы

В Америке призыва “Берегите мужчин!” точно никогда и не слышали. Здесь предметом заботы образовательных кругов, общественных организаций и целой армии адвокатов являются равные права на образование для девочек и мальчиков.

Согласно американскому законодательству – точнее, девятому пункту 14-й поправки к конституции США – в школах, существующих на государственные средства, запрещена дискриминация по половому или расовому признаку. Раздельное обучение, таким образом, долгое время практиковалось лишь в частных школах. После сексуальной революции 60-х, когда женщины на равных с мужчинами стали поступать в престижные учебные заведения, популярность женских школ, колледжей и университетов резко снизилась. С начала 90-х наметился ренессанс женских учебных заведений: количество поданных в них заявлений возросло на 21 процент, открылось несколько новых школ.

Особенно активно тему недостатков совместного обучения развивала Американская ассоциация женщин в университетах. В 1991 году она профинансировала и выпустила исследование под названием “Как школы обездоливают девочек”. Авторы доказывали, что девочки в школах не получают от учителей того же внимания, что и мальчики, напоминали, что они учат уроки по учебникам, написанным с точки зрения мужчин. Исследования среди школьников 9–15 лет показали, что, как только девочки достигают подросткового возраста, они переживают значительно большее снижение самооценки и уверенности в себе, чем мальчики. “Для меня было испытанием стоять перед всем классом”,– вспоминала одна школьница.

В следующем году доклад той же ассоциации потряс всю образовательную общественность и дал темы для дискуссий на много лет вперед. “То, что происходит с девочками в их школьные годы, есть непризнанная американская трагедия” – такой была основная мысль. Дискриминация девочек в школах ведет к их дальнейшему отставанию в учебе и карьере: они не получают должного поощрения к изучению наук, которые могли бы стать основой их дальнейшей работы на высокооплачиваемых позициях. Вместо этого “к тому времени, когда девочки заканчивают школу, их систематически направляют к традиционным для женщины, “чисто женским” профессиям”.

Идея возрождения раздельного обучения была воспринята одними как панацея, а другими – как гигантский шаг назад.

Кто хозяин песочницы?

Пионеры гендерных исследований в американской школе – Дэвид и Мира Сэдкеры – обследовали более 100 классов и сделали вывод, что девочки получают худшее образование, чем мальчики. Именно мальчикам достается большинство из четырех возможных реакций учителя: похвала, исправление, помощь, критика. Девочки часто получают одно лишь поверхностное “о’кей”. Примеры Сэдкеров просты, ярки и несколько поверхностны. Например, они подсчитали, что в учебнике 1992 года “История Соединенных Штатов” женщинам посвящено менее трех процентов от 1000 страниц. А в типичном школьном дворе часть, на которой играют мальчики, в десять раз больше, чем аналогичная территория девочек.

Сьюзан МакДжи Бэйли, главный автор исследования “Как школы обездоливают девочек”, дает простейшие рекомендации для смешанных классов: 1) меньше стремиться к быстроте и соревновательности, а больше к совместной работе в группах; 2) фокусироваться на практических примерах, применении математики и естественных наук в реальной жизни.

К сожалению, слишком многие понимают отличие как несовершенство, и размышления о том, как можно было бы более эффективно учить молодых мужчин и женщин, постепенно оказывались погребенными под лавиной политической корректности.

Взгляд с другой стороны

Многие считают, что печальная картина девичьей судьбы – неполная и упрощенная.

Кристина Хофф Соммерс, профессор философии Университета Кларка, утверждает, что девочки уже сравнялись с мальчиками в математике и точных науках, поэтому пора обратить внимание на успехи мальчиков, которые... отстают от одноклассниц в чтении и письме.

Другие возражения сводились к тому, что раздельное обучение не готовит девушек к реальному миру, мешает преодолевать барьеры в обществе и на работе.

С этим согласны даже выпускницы женских колледжей: “Разве мы не боремся за равенство для всех? Вряд ли наши дети будут смотреть на мужской и женский пол как на равных, если мы будем разделять их. Какими бы несовершенными ни были смешанные классы, они отражают реальную жизнь...”

В 90-е годы появилась тенденция к проникновению раздельного обучения в государственные школы. Началось все со школ для мальчиков в Восточном Гарлеме, и неожиданно новая организация школьной жизни оказалась продуктивной для юных афроамериканцев, традиционно «трудной» категории детей. Скептики говорили, что никто, собственно, не доказал, что корень всех зол – в совместном обучении, но первая ласточка уже взлетела.

Энтони Пилоне, директор школы в Ирвингтоне, пошел на отдельные для мальчиков и девочек классы как на крайнюю меру: раньше у школы ежедневно дежурила полицейская машина. Теперь в этом нет необходимости, и директор, гордый своим успехом, собирается развести мальчиков и девочек по разным этажам, чтобы свести контакты к минимуму. Правда, драк, по мнению некоторых, стало больше, да и учителя не всегда хотели работать с классами мальчишек: “Для этого надо быть по-настоящему сильной личностью!”

Калифорнийский эксперимент

Правовой статус классов раздельного обучения остается туманным, ибо 14-ю поправку никто не отменял.

Желающие продолжать работу в области раздельного обучения используют лазейку: в 1995 году было решено, что учебный округ имеет право создать школу для одного пола за государственный счет при условии, что появится аналогичная школа для другого пола. Такое решение было заслугой губернатора Калифорнии Пита Уилсона, который активно продвигал идею раздельного обучения.

В 1997 году Уилсон выделил 5 миллионов долларов на учреждение 10 экспериментальных школ с раздельным обучением на базе существующих средних школ. При этом оговаривалось, что на каждый доллар, потраченный на программу для мальчиков, должен приходиться доллар, потраченный на программу для девочек. Участие в программе школьников – добровольное.

Общество отреагировало по-разному. Девочки радуются тому, что “мальчики не отвлекают своими дразнилками”; мальчики – тому, “что не надо постоянно пытаться впечатлить девочек”; родители – тому, что стало меньше стрессов, девочки приобретают уверенность в себе и своих способностях. Вопрос социализации родителей не беспокоит – для общения мальчиков и девочек предусмотрены разнообразные программы послешкольного общения. Зато ряд женских организаций и Американский союз за гражданские свободы активно протестуют против действий калифорнийского губернатора, заявляя, что это шаг назад.

“Это умеренный и разумный эксперимент, – писал журналист Ричард Ротштейн, – но мы слишком часто ждем, что педагоги решат социальные проблемы, которые находятся вне досягаемости школы. Идея школ раздельного обучения станет опасной, только если ее возведут в ранг панацеи от кризиса, который затрагивает более глубокие проблемы, чем организация школьной жизни”.

Равны – не значит одинаковы

С идеей раздельного обучения можно соглашаться или не соглашаться, но многочисленные и шумные дискуссии по этому вопросу заставили многих понять, что термин “гендерное равенство” не означает одинакового отношения к девочкам и мальчикам, и внимательно присмотреться к собственному поведению на уроке.

Например, учительница Эллен Лоуски призналась, что была шокирована, когда просмотрела видеозапись своих уроков математики в смешанном классе: “Как женщина-математик, большую часть своей учебы и последующей работы я проводила в классах, где были в основном мужчины. Я думала, что этот опыт сделал меня более чувствительной к нуждам моих учениц. Однако, просматривая кассету, я обнаружила, что обращала на мальчиков намного больше внимания. Поразмыслив, я поняла, что делала это потому, что мальчики быстрее отвечали на мои вопросы и реагировали на мои комментарии – они моментально соображали, кивали головами в знак понимания, поднимали руки. Отвечая им так быстро, я была несправедлива к девочкам. Девочки воспринимали новую информацию и обдумывали, что она означает и как связана с их предыдущими знаниями. Мне нужно было дать им время на это. И мальчики бы тоже выиграли, получив больше дополнительного времени, чтобы обдумать свои ответы... Учителя должны помочь девочкам развить способность высказываться в классе, а мальчикам – способность слушать и уважать их точку зрения”. Но вывод Эллен делает такой: “В раздельных классах труднее этому научиться. Дети обогащают друг друга, просто надо разумно управлять процессом обучения”.

Не нужно слишком облегчать себе жизнь...

Год назад образовательный фонд Американской ассоциации женщин в университетах собрал 16 ученых США и Австралии на “круглый стол” по теме раздельного обучения в средней школе. Итогом этой встречи стал доклад “Разделение по признаку пола: критический взгляд на отдельное обучение девочек”, представленный в марте ошеломленной общественности.

Выяснилось, что, хотя какие-то виды программ раздельного обучения и давали положительные результаты для части школьников, ни одно исследование не показало достоверно, что оно лучше, чем совместное. И мальчики, и девочки преуспевают, если есть элементы “хорошего образования”, такие, как небольшие школы и классы, гибкое и справедливое отношение учителя и сфокусированный учебный курс.

А как же быть с аргументами девушек, которые предпочитают учиться в женской школе, потому что иначе им приходилось бы концентрироваться на заботах о своей внешности? О них в апреле 1998 года написала редактор журнала “Atlantic” Венди Каминер: “В склонности одеваться и вести себя иначе в присутствии мужчин, по-моему, следует винить общественные условности. Но принимать условности – такой же выбор, как и бросать им вызов. Раздельное обучение позволило школьницам сделать свой выбор: быть умной по будням и красивой по выходным. Возможность быть интеллектуально независимой и сексуально привлекательной одновременно в каждый день недели едва ли принималась в расчет”. В общем, такого рода возражения против совместного обучения скорее указывают на его необходимость...

Одного-единственного решения проблемы не будет никогда. Но усилия не прошли даром: если 20 лет назад отставание девочек в математике и естественных науках отмечалось всеми экспертами, то сейчас они с удовлетворением констатируют, что девочки догнали своих одноклассников.

По материалам зарубежной прессы
и Интернета подготовила
Мария БЕЛИЛОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru