Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/1999

Архив

Мама и папа сильнее чиновника?

В Москве складывается новая модель школьной жизни: что-то вроде равностороннего треугольника, в котором одну из сторон представляют родители

Виктория Капаева, лидер общественного движениЯ “Родители – за достойное образование детей”

Это уже не ручные родительские комитеты при администрациях, и представители чиновничества, которые привыкли считать себя центром школьной вселенной, получили новую головную боль в лице общественных контролеров, на которых не прикрикнешь, не надавишь.

– Инициативные и организованные родители принесут много пользы и пройдут там, где просто директору не пробиться, – говорит Виктория Капаева, лидер общественного движения “Родители – за достойное образование детей” в Москве. – У школьной администрации может быть сильный союзник в не всегда гладких отношениях с роо, у учителей – помощники в учебном и воспитательном процессе, в цивилизованном разрешении учебных и производственных конфликтов.

...На прием к Сысуеву Виктория Сергеевна попала за три дня, потому что в аппарате правительства работают свои люди: мамы и папы школьников. И напрямую к Лужкову письма тоже попали через мам и пап, состоящих в движении РОД.

А в Совете Федерации есть свой дедушка.

Вообще-то главной целью этого движения изначально было не воевать, а дополнить возможности школы. Добавить то, что одновременно избыточно и позарез необходимо, потому что только это и делает образование по-настоящему качественным. А так как мамы и папы работают везде, образовательные услуги, которые они могут организовать, начинаются от выездных уроков классической музыки до профессорских лекций по биологии ластоногих в дельфинарии и лабораторных работ на настоящей экологической станции, где ребята сами обрабатывают пробы воды и воздуха, делают анализ загрязненности почв.

– Или, например, ОБЖ. Где-то в школах сумели от него избавиться, где-то побоялись. А у нас есть школа, где родители – бывшие туристы, взялись по субботам проводить однодневные походы в лес. Там и обсуждают: как вести себя в лесу, как развести костер, как перебраться через овраг, оказать первую помощь... И детям интересно, и на воздухе они, и запоминается навсегда.

Но оказалось, что от мам и пап требуется гораздо больше.

– Мы объединились в первую очередь для поддержки детей и учителей. Ведь у нас самые бесправные – учителя и дети. А на втором месте по бесправности – школьные директора.

Вышло знаменитое 600-е постановление правительства об отмене доплат за проверку тетрадей и классное руководство: по мнению родителей, оно под корень подрубило всю школьную систему.

– И еще нам стало известно, что в комитетах Совета Федерации и Государственной Думы по образованию и науке подготовлен законопроект, который под предлогом экономии по существу отбрасывает нашу школу в период жесткой казарменной унификации, отказа от вариативности образования.

Самое страшное – это, конечно, исключение или резкое сокращение таких гуманитарных предметов, как литература, обществоведение, иностранные языки, информатика. И наше движение обратилось к гражданам России с призывом сделать все возможное, чтобы эти законотворческие упражнения остались в недрах комитетов как пример непрофессионального отношения некоторых депутатов к своим обязанностям. Нужно включить механизм общественного воздействия – в частности, вступать с этой целью в ряды РОД, исходя из того, что такие законопроекты не случайны и с ними предстоит еще бороться.

Как заставить тех, кто у власти, услышать общественность? Одно письмо, один звонок, одна статья ничего не решают. Узнали телефон подкомитета по образованию и раздали его по московским школам: звоните! Пусть там поймут, что родители против таких стандартов. Комитет был замучен протестующими звонками...

И в марте 1998 года движение РОД было зарегистрировано.

– ...И в наше общество стали вступать целыми гарнизонами. На Дальнем Востоке заявления писали так: “Экипаж корабля такого-то – 800 человек”, в Сибири – “Медицинский институт, университет такой-то – 1350 человек”...

Сегодня в региональном движении “Родители – за достойное образование детей” только по Москве официально зарегистрировано около 3000 человек. Подключилось восемь регионов – Санкт-Петербург, Великий Новгород, Нижний Новгород, Пенза, Орск, Омск, Иваново, Новокузнецк, Кемерово.

РОД работает как “скорая помощь” по конфликтам. Выезжает на место происшествия, если просят мамы и папы, не поладившие с администрацией школы. Был случай, когда директор вызвал наряд милиции, чтобы не допустить родительского собрания.

– Выпустил приказ о введении шестидневки, не объясняя, зачем и почему. А родители против. Ну объясните вы мамам и папам, что Московский комитет образования дал такой приказ, по которому пятидневка отнимает три часа – в первую очередь у иностранного языка и информатики. Директор не захотела даже поговорить: не нравится – уходите из школы. Когда мы приехали, она была просто белого цвета. Видимо, боялась, что мы будем настраивать родителей против (хотя, кажется, больше уже было некуда). Но у нас была другая цель: объяснить, что не нужно идти стенка на стенку, нужно сесть и договориться. После того как мы разобрались в ситуации, стороны примирились – и с шестидневкой разобрались. Решили так: в старших классах будет шестидневка, а в начальных – пятидневка. Родители младшеклассников написали заявление: “Я не против того, чтобы мой ребенок учился по пятидневной неделе, и считаю, что он выдержит нагрузку шести дней”, и у директора появилась документальная защита от инспектора: вот заявления, я выполняю социальный заказ родителей. Теперь в этой школе сильный попечительский совет. Недавно оттуда звонили: “Извините, что мы пропали из виду, у нас вроде нет проблем...” Я говорю: “Так это же прекрасно!” Но бывает и так, что хватает одного приглашения представителей РОД. Назначают собрание, а директор говорит: не надо их ни в коем случае, давайте все-таки попробуем сами договориться...

Звонят и сами директора, нуждающиеся в юридической защите от всевозможных инспекторов и комиссий. Если надо поставить на место неуступчивого директора, в учебном округе всегда найдут, по какому вопросу его потрясти.

– Инспектор всегда знает, в какой области директор не силен. Ведь наши директора, как правило, не администраторы, школьных управленцев у нас нигде не готовят. Они начинают с учителей, десятилетиями работают педагогами и однажды получают повышение. Конечно, они попросту плавают во многих сферах. Недавно мы предложили по Москве: давайте нам вопросы, по которым вы хотели бы получить консультацию юриста. Мы собрали вопросы, оплатили работу юристов: вопрос – ответ – ссылка на закон – цитата из закона. Перевели с чиновничьего на человеческий язык, отксерили и раздали по школам распечатку.

А недавно позвонили из школы, где несколько лет подрабатывали платными компьютерными классами. Пять лет снимали заброшенное помещение детского сада, все обустроили и оборудовали. И вдруг в этом году им отказались продлить договор аренды. Предложили другое, неприспособленное помещение, на ремонт которого денег, естественно, нет. Школа обратилась за помощью в президиум РОДа. Родители направили официальную просьбу разобраться в конфликте в Госкомимущество России. И после недолгого разбирательства за школой оставили помещение детского сада.

– Еще одна наша задача – научить родителей и учителей находить взаимопонимание. Если у ребенка и учителя конфликт, нужно постараться вместе с ребенком найти компромисс. Мы не можем быть требовательными заказчиками, потому что из полутора тысяч школ в Москве есть только двести школ, где учителя получают хоть какую-то надбавку к зарплате. И как нам еще требовать чего-то от них, работающих за 350 рублей в месяц, когда дворник получает 400...

Марина КОСМИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru