Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/1999

Архив

Новое Типовое положение

об аттестации вступит в силу в лучшем случае в начале 2000 года

На наши вопросы отвечает начальник отдела организационно-методического обеспечения аттестации педагогических кадров Вячеслав ШОЛОК

Аттестация была и остается одной из самых острых педагогических проблем. В конце прошлого года министерство, казалось бы, сделало шаг вперед – подготовило проект нового Типового положения об аттестации учителей. Но опубликованный вариант вызвал в педагогической среде только иронию и разочарование – по сути, проект ничего не менял. С тех пор прошло несколько месяцев. За это время вопросы аттестации были переданы из одного управления в другое. Прошел слух, что готовится новый вариант проекта. Что же происходит на самом деле? Как все-таки министерство намерено решать проблемы аттестации?

– Вячеслав Михайлович, на какой стадии доработки находится опубликованный проект Типового положения об аттестации, будут ли туда внесены принципиальные замечания и предложения?

– Проект Типового положения, о котором вы говорите, подготовлен без определения целей реформирования действующего положения, а также без проведения предварительного анализа реальной ситуации, сложившейся на местах (последний раз анализ проводился министерством в 1996 году).

Определен срок выхода проекта положения в новой редакции – до 1 октября. За это время министерство рассчитывает получить аналитическую информацию из регионов, провести мониторинг исследования проблемы, несколько межрегиональных совещаний с председателями аттестационных комиссий, заместителями начальников управлений. Затем проект будет вынесен на широкое обсуждение. Новое Типовое положение вступит в силу в лучшем случае в начале 2000 года. До этого будет действовать прежнее, вышедшее в 1993 году.

– Оно вызывает не меньше недовольств. К тому же появляются новые вопросы. Например, срок действия квалификационных категорий определен этим положением в 5 лет. Как быть тем учителям, у которых он заканчивается в этом году?

– Сейчас готовится проект приказа о внесении изменений и дополнений в Типовое положение об аттестации до вступления в силу нового положения. В частности, будем рекомендовать органам управления продлить срок действия квалификационных категорий тем, у кого он заканчивается в этом году.

– Стоит ли вообще вынуждать человека время от времени подтверждать свое мастерство? Может быть, лучше присваивать категории без ограничения срока их действия?

– Это спорный вопрос. Пожизненное присвоение квалификационных категорий, по моему мнению, сводит идею стимулирования постоянного профессионального роста на нет. Тогда аттестация ограничится только констатацией состояния дел в образовании.

И о тех, кто имеет награды и звания, подумать необходимо. Правильно ли аттестовывать их на общих основаниях? Кстати, в некоторых регионах о таких учителях уже позаботились, освободив от подтверждения присвоенной категории.

– А в других случаях, наоборот, усложнили процедуру. Региональные положения зачастую противоречат федеральному. Чего только не требуют от учителей: заставляют сдавать экзамен, ограничивая в выборе других форм, публиковаться в газетах и журналах, насильно затягивают на курсы повышения квалификации. Разве это не ущемление прав и разве министерство не может остановить этот произвол?

– К сожалению, действительно учителей часто ставят в унизительное положение. В проекте приказа, о котором я уже говорил, министерство рекомендует упростить формы и процедуры аттестации. Это касается не только содержания, но и сроков проведения, которые иногда растягиваются с октября по май.

– Вообще не понятно, почему аттестацию проводят управленцы: может ли контролирующий орган быть беспристрастным? И почему педагога, как ученого в научном мире, не оценивает сообщество профессионалов?

– Но ведь у нас так и происходит: экспертные группы, созданные в районе или области, состоят не из управленцев, а из профессионалов, работающих в институтах повышения квалификации, методических кабинетах, и их задача – подготовить учителя к аттестации , а не зарубить его.

– И тем не менее все равно все играют по правилам, придуманным управленцами, региональные положения ведь создают они. Но самое печальное, что именно от результатов аттестации зависит зарплата учителя. Не проще ли, как предлагают специалисты, вернуться к прежней схеме и определять размер зарплаты в зависимости от стажа и профессиональной категории?

– Уверен, что многие учителя будут недовольны, если это произойдет. Особенно те, кто работает творчески. Кроме того, в ряде регионов для учителей, имеющих квалификационные категории, установлены надбавки, достигающие 40, а то и 50 процентов. Другое дело, экономическая ситуация часто подводит. Но возвращение к старой схеме может привести к сокращению средств на зарплату.

По-человечески можно понять учителей с большим стажем, имеющих ту же категорию (а то и ниже), что и молодой, проработавший в школе всего несколько лет. Конечно, им обидно, но если мы всех уравняем, разве это будет справедливо? Опыт, накопленный регионами с 1993 года, свидетельствует, что выигрывают все: для органов управления аттестация – механизм реализации кадровой политики, для институтов повышения квалификации – механизм обновления содержания работы, а для учителей – стимул повышения своего мастерства.

– Сомнительно, что она может быть стимулом, хотя бы потому, что оценка работы учителя зависит от так называемого качества знаний, которое покажут дети.

– Согласен: смотреть нужно на деятельность учителя, а не на результаты учеников. А то учителю, собирающемуся проходить аттестацию, ничего не остается, как заранее выбирать самый сильный класс, который не подведет, и натаскивать его, чтобы получить хороший результат. Надеюсь, в проект нового положения нам удастся заложить основы, которые меняли бы такой подход.

– Многие считают, что аттестация может быть эффективной в том случае, если присвоение первой и высшей категорий будет передано на уровень школы.

– Не могу говорить от имени министерства, но лично я не поддерживаю эту идею. Аттестация станет еще более субъективной и формальной, усилит административный произвол.

Кроме того, если даже сейчас квалификационная категория, присвоенная аттестационной комиссией одного региона, подвергается сомнению в другом регионе, то что же будет, если право на присвоение первой и высшей категорий передать в школы?

– Но кто, как не ближайшие коллеги, лучше знает возможности учителя, видит, чего он добивается и над чем надо поработать?

– Характеристика, которую администрация дает в аттестационные комиссии, и есть та самая оценка школы. Но нельзя ставить судьбу учителя в полную зависимость от отношения к нему администрации. В каждом педагогическом коллективе есть как свои люди, так и чужие – те, от кого администрация постарается избавиться при первой же возможности.

– Но если заведомо не доверять директорам и завучам, тогда, конечно, и говорить об этом не стоит.

– Дело даже не в недоверии. Возникнут большие трудности с формированием аттестационных комиссий. Оценивать работу учителя должны эксперты, имеющие категорию не ниже той, на которую претендует учитель. А у нас ведь немало школ, где работает один физик, один химик, один биолог, и получается, их работу вообще никто по-настоящему не сможет оценить.

– По традиционным критериям – да, но ведь могут существовать и другие. Некоторые школы, кстати, пытаются их вывести и сформулировать применительно к ценностям, которые исповедуют, и к тем целям, которые ставят перед собой. Как вы к этому относитесь?

– Не считаю, что это улучшит ситуацию, скорее, наоборот, еще больше усугубит. Посмотрите, что сейчас происходит: в одних регионах высшую категорию имеют 15–20 процентов учителей, в других – только 4–6. Что, там, где меньше процент, учителя на голову ниже? Или аттестационные комиссии необъективны? Причина в том, что у всех разные подходы и разные критерии.

Необходимо стремиться к созданию единого образовательного поля, чтобы уровень значимости квалификационных категорий был равнозначен во всех территориях.

Беседовала
Елена ЛОСЕВСКАЯ

P.S. Некоторые ответы обнадеживают: в министерстве понимают, что ситуация с аттестацией зашла в тупик. Правда, как изменить ее и повлиять на коллег-чиновников на местах, пока затрудняются сказать, но, может быть, готовность (во всяком случае, на словах) решать проблему и желание делать это демократическим путем (привлекая учителей и директоров) подскажут верный ход.
Чем закончится новая попытка министерства? Мы будем следить за дальнейшим развитием событий и держать вас в курсе дел.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru