Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/1999

Архив

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
главе администрации (губернатору) Калининградской области Л.П.Горбенко

Главному редактору газеты «Первое сентября» А.Соловейчику.
В вашей газете (приложение «Региональное образование») от 16.03.99 г. вышла статья «Губернатор Горбенко обещает исправиться и вести себя хорошо», в которой приветствовались «запоздалые шаги в правильном направлении» по отношению к системе образования региона. Однако педагогическая общественность г.Калининграда и области в последние дни марта 1999 года обеспокоена принимаемыми региональной властью не популярными среди педагогов, не поддерживаемыми Министерством образования решениями о перепрофилировании института повышения квалификации в Центр образования на базе КГУ.
В этом случае в Калининградской области учителя, преподаватели и воспитатели 900 образовательных учреждений анклавной территории России будут лишены возможности повышать свою квалификацию и проходить профессиональную переподготовку.
Педагоги области подготовили открытое письмо главе администрации (губернатору) Л.П.Горбенко. Собрано более 1000 подписей под этим обращением.
Просим напечатать его в вашей газете с целью получения поддержки педагогов других регионов.

По поручению педагогической общественности области
Т.А.ПИРОГОВА, ректор КОИПК и ПРО

Уважаемый Леонид Петрович!

Педагогическая общественность города и области просит Вашего вмешательства в сложившуюся крайне опасную, на наш взгляд, ситуацию вокруг института повышения квалификации работников образования.
В последнее время руководство Управления общего, профессионального образования и науки (Морозов В.Н.), ректор Калининградского государственного университета (Клемешев А.П.) выносят на обсуждение администрации вопрос о присоединении Калининградского областного института повышения квалификации и подготовки работников образования к Калининградскому государственному университету.
Не вызывает сомнений профессионализм профессорско-преподавательского состава и качество общенаучной подготовки выпускников университета, большинство из которых работают в системе образования нашей области. Но вместе с тем объективно уровень методической подготовки выпускников университета недостаточен ввиду различия функций университета и института повышения квалификации и подготовки работников образования. Этот недостаток университетского образования институт восполняет через свойственную только ему, выработанную в течение полувека (институт создан в 1947 г.) бесплатную систему повышения квалификации учительства.
Для нас, работников образования, институт является учебным заведением, где существует отработанная система методической подготовки и поддержки учительства. Говоря сегодня о повышении квалификации, нужно заметить, что в целом система повышения квалификации работников образования не только выстояла, но и получила развитие.
Для учителей области бывший институт усовершенствования учителей, а ныне институт повышения квалификации все более становится вузом после вуза, потому что на смену методическим кабинетам пришли кафедры, отделы, существенно переработано содержание повышения квалификации слушателей.
Появились совершенно новые категории: валеологи, социальные педагоги, психологи, логопеды.
Именно в нем мы получаем реальную помощь в работе, получаем квалифицированные знания и практические рекомендации в области обучения, воспитания и развития детей.
Сотрудники института на высоком уровне оказывают научно-методическую помощь образовательным учреждениям.
Большая работа проводится по аттестации педагогов и руководителей. Непосредственное участие в консультировании, экспертизе аттестационных работ принимают методисты и преподаватели. Благодаря этому ИПК превратился в центр по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.
В последние годы институт при остром дефиците финансирования стал единственным учебно-методическим центром. Ведь при нехватке финансирования нет средств у учителей, чтобы поехать на повышение квалификации в другие регионы страны. Практика показывает, что сейчас даже из районов области трудно приехать в институт на бесплатные курсы, и поэтому методисты приближают курсы к месту работы слушателей, выезжая непосредственно в районы.
В ИПК методисты и преподаватели, как правило, еще и учителя, за плечами у них большая педагогическая практика, которая не прерывается в связи с переходом на работу в ИПК. Их отмечает высокий профессиональный уровень. Институт пользуется большим авторитетом среди нас, педагогов и руководителей образовательных учреждений области. Доброжелательная, комфортная обстановка, внимательное отношение снискали наше глубокое уважение.
Присоединение института к университету меняет положение дел в системе образования и его стратегического развития, ибо, взяв на себя функции научно-методического обеспечения, формирования материально-технической базы как средства обучения и воспитания, университет становится монополистом в образовании. Вместе с тем появляется новый канал перемещения финансов и аккумулирования их в руках ректора КГУ. В этом случае распределение и расходование средств может быть непредсказуемым, что при бедственном положении учительства приведет к еще большей нищете, а это, в свою очередь, негативно скажется на социальном статусе учителя и его профессиональном мастерстве.
Планируемая структура, на наш взгляд, поглотит не только институт, который является единственным учебным заведением в нашем анклавном регионе, осуществляющем повышение квалификации педагогов, но и сведет на нет роль самого Управления общего, профессионального образования и науки администрации области.
Уважаемый Леонид Петрович! Убедительно просим Вас поддержать нашу позицию, не менять сложившуюся действенную структуру повышения квалификации.
С уважением, руководители и педагоги учреждений образования города и области.
23.03.99 г.

ОТ РЕДАКЦИИ

Проблема, затронутая в письме, характерна не только для Калининградской области. Во многих территориях прошло – или происходит – структурное преобразование ИУУ или ИПК в центр (институт) развития образования с расширением функций последнего (мониторинг образовательной ситуации и научно-методическое обеспечение управленческих решений, выработка стратегии развития регионального образования и формирование содержания регионального компонента). В этом направлении уже давно идут Новгород, С.-Петербург (об опыте работы Университета педагогического мастерства уже рассказывало «РО»), Рязань, Тюмень, Чувашия… Правда, при этом соблюдаются два обязательных условия: во-первых, традиционная функция ИПК – повышение квалификации и переподготовка учителей – полностью сохраняется и у новой структуры; во-вторых, эта структура является независимым самостоятельным учреждением, не входящим в состав другого.
Публикацией письма, выражающего позицию руководства КОИПК и ПРО, мы открываем новую тему: нужно ли реформирование институтов усовершенствования и если да, то в каком направлении и какими средствами? Надеемся на отклик читателей, и в первую очередь руководства Управления образования Калининградской области.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru