Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/1999

Архив
Мария ГАНЬКИНА

Встреча проходила
в атмосфере дружбы и...
взаимоштопки

Можно ли на уроках русского языка действительно заниматься «великим и могучим» и при этом как бы невзначай открывать справедливость опостылевших правил? Готовиться к экзамену по русскому языку – и при этом не переставать удивляться и радоваться тому же самому русскому языку?
Еще большая редкость на уроке – это разговор (не дискуссия, запланированная учителем!), нормальный живой разговор учеников друг с другом.
Не по поводу новых джинсов-клеш и не на предмет покурить на переменке. А... по делу.
По материалу урока.
Как устроить ребятам эти встречи – встречи друг с другом (в этом, может быть, самая наша главная педагогическая задача и есть?), встречи с предметом?
И при этом чтоб еще и скучно не было. А? Хочется думать, что можно. Например, так.

То, что в обычных упражнениях по русскому языку называется «вставить пропущенные буквы», у нас называлось «заштопать дырки». Слово дырки в том или ином контексте растворено в самом воздухе ученической жизни.
Дырки (пропущенные буквы) есть в упражнениях учебника, во всех дидактических материалах по русскому языку. Есть и в наших, собственного производства, клеенчатых тетрадях (есть и в «парусах» из «Одиночного плавания» – не забыли? – то уже настоящие дырки).
Но все эти дырки – чужие, не собственного приготовления, навязаны школьнику разными умными дядями и тетями. Штопать дырки соседа по парте (дырки, которые тот сделал собственноручно) – это занятие уже полюбопытнее. Так ведь? Тогда и соседу – чтобы он в это время не скучал – надо что-то предложить взамен.
А как научиться свои дырки выдумывать? Идею дырявого текста собственного приготовления нам подарила знаменитая московская учительница Лидия Константиновна Филякина.

Где тонко – там и рвется (рецепт приготовления)

В каком месте текста могут быть дырки? Конечно, в «ошибкоопасном», слабом. Где тонко – там и рвется, не правда ли?
У гласных – свое «тонко», у согласных – свое. Еще «тонкие» места – это всякие знаки (ь и ъ), дефисы, альтернатива «вместе или раздельно?» и тому подобное. В корне, в суффиксе, в приставке, в окончании. Каждая дырка – непременно какая-нибудь орфограмма...
Я рассказываю, а у ребят уже слюнки текут: хочется поскорее начать делать в тексте дырки.
Значит, так. Ученик берет книжку (лучше ту, которую он в данный момент читает), выбирает из нее на свой вкус кусочек текста (полстранички) и сооружает из него дырявый текст.
Возможен, например, такой вариант проделывания дырок в тексте:
Уговор таков. Во-первых, наш девиз – не меньше одной дырки в слове (очевидные случаи не в счет).
Во-вторых, текст должен быть написан разборчиво. Аккуратность – это уважение к читателю твоей тетрадки.
И, в-третьих, дырки должны быть достаточно вместительны – ведь их же штопать кому-то предстоит.
В-четвертых, пропуск знаков препинания приветствуется в любом количестве.
И, наконец, в-пятых: книжка, из которой «дырявили» текст, прилагается. Для чего – будет ясно из дальнейшего повествования.

Поголовная занятость

Итак, текст “продырявлен” и лишен знаков препинания. Чаще всего эта работа – кусок домашнего задания. Так или иначе я обмениваю свой дырявый текст на дырки соседа по парте (или соседа сзади, соседа спереди – выбирайте!)
Быстро, за три – пять минут, штопаю соседские дырки пока что «на живульку» – начерно, карандашом.
Хоп! Обратный обмен.
Моя тетрадь вернулась ко мне. Вот теперь я беру ручку и, сверяясь с книжкой, уже по-настоящему крепко штопаю свой текст. Если карандаш не врет, обвожу букву сразу ручкой. Если сосед ошибся, то, ткнув его в ошибку (а он соответственно – меня), стираю ее ластиком с лица земли и вписываю (не вырубишь топором!) своей ручкой единственно правильный вариант. Проверяю знаки препинания. Готово! Прошло еще три – пять минут.
Текст – как новенький, «с иголочки». Мой дорогой сосед между тем проделывает аналогичную работу. А поскольку все являются чьими-нибудь соседями, то все и работают. Поголовная занятость.

В световом пятне внимания

Сколько разных встреч состоялось у нас с текстом – с разных точек зрения, под разным углом зрения? Когда нашел подходящий (чтоб слова потруднее!) кусочек текста в книжке и проделывал в нем дырки – раз. Когда сосед дергал меня за рукав: «А что это у тебя за слово?» – два. Когда штопал начисто ручкой свой текст – три (не говоря уж о том, что и соседский карандашом подштопывал!). И, сверяясь, посматривал при этом в книжку – четыре. И при каждом обращении к тексту в световое пятно моего внимания попадали разные (!) слова.
За каких-то десять минут сколько перелопатили! (И не кастрированного языка учебных упражнений, а того самого, «великого и могучего»). Нужно много текста через себя вот так пропустить. Тогда, может быть, заработает интуиция.
В детской голове подсознательно складывается сложнейшая классификационная работа. Слово (словосочетание, предложение), отнесясь к какому-либо классу явлений и подчиняясь его законам, уже не одиноко. Оно обзаводится определенными привычками, манерой поведения. И становится невозможным написать его иначе, чем увидел в тексте…

Сосед по диагонали, ау!

А сколько же было деловых встреч с соседом? Именно деловых. А не на предмет партизанской подпольной деятельности.
Сколько раз мой сосед открылся мне с неожиданной стороны и я подивился тому, на что прежде не обращал внимания?
Сколько раз я узнавал в его дырявом тексте свой собственный! В его удачах и неудачах – свои.
А ведь сосед (партнер) у меня всякий раз новый. Мы работаем в ситуативных четверках (малых группах), так что у меня соседей много: сосед слева, сосед справа и сосед по диагонали.
Что касается отметок, то – пожалуйста! «Отмечаю» у соседа в тетради «удобство дырок» (комфортно ли мне было буквы в его дырки вставлять) и «качество дырок» (не по мелкому ли поводу они проделаны; ведь чем сложнее орфограмма, тем серьезнее повод, не так ли?)
Отметка. Личная подпись. А учитель выставляет эти отметки в журнал. Чем не оценка работы?

Шифровка из центра

Работ с дырявым текстом можно напридумывать много.
Командам раздается один и тот же отрывок текста. Каждая команда на свой лад делает его дырявым и передает в другую команду, допустим, по часовой стрелке.
Следующий шаг. Над каждой дыркой (в том числе вариантом слитного, раздельного или через дефис написания) или над пропущенным в тексте знаком препинания надо поставить соответствующий номер орфо- и пунктограммы из нашей «Проработки ошибок» (тоже собственного сочинения), то есть соотнести проблемный случай с определенным грамматическим правилом. Выписать цифры в ряд – и получится шифровка.
Интересно сверить ее с шифровками других команд. Как вы думаете, получатся ли они одинаковыми? Конечно, нет. И чем больше различных вариантов, тем интереснее детям.
И уж конечно вариативность – бальзам на сердце учителю. Ведь есть что обсудить! При этом тема обсуждения не спускается учителем сверху, а рождается тут же, в недрах класса. И учитель знает, что на этот раз он сможет высказать свое мнение, будучи услышанным.

А теперь, когда все недоумения разрешены, хоп! – оставили свои тетрадки на местах и перешли в соседнюю команду – в самый раз заняться штопкой. По поводу каждой дырки (чем ее заштопать) нужно все же еще раз окончательно договориться. Над вашими тетрадками сейчас тоже склонились головы из дружественной команды. Тоже о чем-то шушукаются.
Хоп! – команды вернулись на свои места. Теперь, сверяясь с первоисточником, можно заштопать свой текст уже ручкой, подбирая вдоль дороги соседские ошибочки. Остается договориться, какие отметки ваша компания ставит штопальщикам: одну – за грамоту (по количеству отловленных ошибок), вторую – за дружбу (одинаково ли заштопаны дырки?) Отметки, таким образом, получают все – командные. А рисковый учитель ставит их в дневники и журналы.

Который из пяти?

А вот пример работы, срежиссированной похитрее.
К работе принимаются, предположим, пять различных текстов, будь то отрывки из Толстого или из учебника по физике. И лучше, если тексты выберут сами ученики. Допустим, от каждой команды – по абзацу. На доске выписываются названия книг или учебников. Тех, что в классе имеется несколько штук. Плюс координаты абзацев.
Итак, задание командам: втайне от других команд выбрать один из абзацев, отыскать его по адресу в книге и зашифровать. А это значит, как вы уже знаете, сделать из него дырявый текст, над каждой дыркой и пропущенным знаком препинания поставить номер орфограммы и на листочке выписать цифры в ряд.
Это задание интересно старшеклассникам, но оно по силам и малышам. Просто у них в обиходе всего с десяток орфограмм, и их дырявый текст не будет таким дырявым, как изрешеченный пулеметной очередью текст старшеклассников.
А вот соблюдать конспирацию и не выдать, над каким абзацем трудишься, трудно и тем, и другим. Но в противном случае, если информация все же просочится, работа лишится своей изюминки. А изюминка ее в том, что по шифровкам, которыми обменяются команды, им предстоит угадать, что это за текст. Откуда? Из какой книжки?
Может быть, это тот же абзац, что и у нас? Сравним шифровки. Разные... нет, похожи... Так обнаруживаются варианты. А какой правильный?.. И опять ребятам есть о чем поговорить. И это здорово, потому что разговоры – по делу.
Глядишь, и учитель услышит наконец от своих учеников долгожданные и сладостные вопросы.

Грамматический десерт

...Ну а если явно не наш кусочек? Для идентификации придется из всех подряд абзацев делать дырявые тексты и шифровать. Хотя бы по первому предложению из каждого. Учителю надо очень постараться, чтобы в этом месте у ребят не появился настоящий азарт.
...Вот и вся русская грамматика в активе. И сладостен для слуха учителя русского языка добровольный ученический лепет о тонкостях русского языка: чередованиях и обращениях, причастиях и обособлениях, орфограммах и пунктограммах... А ведь ребятам и вправду о многом надо договориться друг с другом – дело не ждет. И надо – действительно, а не чтобы сыграть с учителем в поддавки.
Невзначай по дороге можно и открытие какое-нибудь сделать. Например, сравнив (а цифры говорят сами за себя) толстовский синтаксис и синтаксис учебника по биологии. Мой друг и коллега говорит, что по-настоящему восхищаться человек может лишь тем, что сам открыл. И по-настоящему сомневаться он может лишь в том, в чем засомневался самостоятельно. Ведь это сомнение он открыл сам.
Штопку дырок можно устроить и в классе на десерт. Хорошо бы опять-таки командную – чтобы еще раз спровоцировать детей на деловые разговоры-договоры и тем самым, между прочим, уменьшить вероятность ошибки. Хоп! – перешли по часовой стрелке в соседнюю команду...
Ну а не хватило на уроке времени на штопку – можно и на дом задать. Тоже хорошо: в начале следующего урока хозяину тетрадки и штопальщику будет что обсудить.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru