Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/1999

Архив

Большая Игра с заведомым проигрышем

Мы поспешили забыть о пирамидах Мавроди. Может, стоит разобраться?

Сценарий Игры

Первая пирамида – февраль – конец июля 1994 года. Курс акций непрерывно растет, как и очереди. В основном акции покупают, хотя время от времени под влиянием разных слухов продают, впадая в ажиотаж. Боятся более всего действий властей. Это период мелких вкладчиков. Часть из них довольно быстро становятся “профессионалами”, поигрывают на разнице котировок. Это выгоднее, чем мелкая торговля, и сюда начинают ходить, как на работу. Некоторые надеются пожить как рантье – на доходы от МММ. Позже появляются дельцы. 29 июля Мавроди обрушивает курс со 125 тысяч до одной тысячи, ставя точку в первой игре. Акционеры организуют собрания и митинги с антиправительственными лозунгами: никто не сомневается, что во всем виновато государство.
Вторая пирамида – август – 1 ноября 1994 года. Еще не оправившись от шока, люди уже занимали очередь за акциями по новому курсу. Появляются очереди льготников, претендующих на сдачу старых акций по прежней цене. Длина очередей до 4 тысяч человек. 5 августа в продаже появляются новые билеты (их статус, в отличие от акций, весьма неопределенен), цена которых с 500 рублей к середине сентября вырастает до 5 тысяч. Процветает спекуляция.
4 августа арестован Мавроди; резкий взрыв недовольства властями. Митинги акционеров происходят в центре Москвы в среднем каждый третий день. Ключевой лозунг: “Руки прочь от МММ!”
В середине сентября в продажу выброшен большой пакет билетов МММ, их курс сильно падает, пункт продажи закрывается; позже этот номер повторяется несколько раз, вызывая бурную панику среди акционеров, готовых, однако, успокоиться, стоит какое-то время курсу билетов расти, а пунктам – стабильно работать.
Стратегия будущего рантье сменяется стратегией спекулянта: теперь главный мотив вкладчиков – не накопить некую сумму, а вернуть потерянное. Группа молодых крепких ребят контролирует очередь, пропуская “своих”. Это время больших пакетов акций и крупной биржевой игры.
Третья пирамида – ноябрь 1994-го. 1 ноября Сергей Мавроди, избранный депутатом Государственной Думы, открывает все пункты продажи и объявляет о введении “режима переходного периода”: все ранее выпущенные акции и билеты замораживаются, выпускается новая серия билетов по 1 тысяче рублей и в течение месяца устойчиво поднимается до 3,5 тысячи. По сравнению с предыдущим мрачным периодом оптимизм вырос, но настроения часто меняются. 1 декабря С.Мавроди, не выдержав обещанных двух месяцев переходного периода, меняет правила Игры, введя плавающий курс котировок. Курс мгновенно падает почти в три раза.
Доигровки – 1 декабря 1994 – 30 июня 1995 годов. За это время Мавроди вводит три новые серии, каждый раз неожиданно, причем каждый раз предыдущие серии замораживаются. Тем не менее операций с бумагами производится больше, чем в предыдущий период. На общем пессимистическом фоне от декабря к марту число “светлых” дней растет и под конец уравнивается с днями “черными”; в очередях все чаще появляются игроки еще первой пирамиды, выпавшие из Игры на полгода и теперь подумывающие, не вернуться ли.
Операции в основном идут между пунктом покупки/продажи и биржей: акции и билеты АО МММ покрывают до 80–90 процентов биржевого оборота ценных бумаг. “Биржевики” заинтересованы в продолжении Игры, и в глухие дни порой продают билеты друг другу по одной и той же цене, только чтобы поддержать тлеющий огонек деловой активности.
В конце апреля – мае серьезные игроки покидают поле боя. Постепенно сходит на нет и этап доигровок. Скандалы идут по всей стране еще с конца марта – начала апреля: в Новосибирске избили человека, приняв его за С.Мавроди; в томском офисе МММ кто-то грозит самосожжением; в Красноярске обманутый вкладчик пытается шантажировать мэра. В конце апреля в Волгоград на съезд вкладчиков прибывают из 50 регионов страны. Тем временем пространство вокруг пунктов продажи акций МММ пустеет...

Участники Игры

Игроки: акционеры – неорганизованные рядовые игроки, основная масса очередей. Делятся на вкладчиков и спекулянтов. Вкладчики, купив акции и билеты, держат их, ожидая, когда курс достигнет определенной отметки или когда накопится определенная сумма. Спекулянты не держат акции подолгу, иногда только от котировки до котировки, довольствуясь небольшой, но гарантированной прибылью.
Среди них:
Игроки азартные: склонны к повышенному риску. Редко просчитывают ситуацию, выбирают наугад, полагаясь на собственное чутье, на советы знакомых, на астрологические прогнозы. С повышением курса и возрастанием риска все больше “заводятся”. Возникает привязанность к игре, зависимость от нее, похожая на наркотическую. Постоянный страх, нервозность. Азарт некоторых перевел в разряд “чрезвычайников”, потерявших не только все деньги, но и квартиры. “Даже если ты выиграешь чемодан денег, то полтора часа на него дома смотришь, а потом снова к Мавроди несешь”.
Профессионалы: никогда не играют “на последнее”, игра для них – заработок. Чем быстрее растет курс акций, тем они осторожнее; особенно активны в дни паники и сразу после обвала курса: пока все пребывают в шоке, они делают свои деньги – на нестабильных ситуациях. Почти всегда поступают противоположно тому, что делает толпа: все “сбрасывают” – они покупают; все покупают – они “сбрасывают”.
Имитаторы: основная масса вкладчиков. Прислушиваются к мнению профессионалов, но поддаются и азарту; действуют чаще всего “как все”, легко внушаемы, скопление людей вызывает у них чувство защищенности: “Мы Кремль взорвем, если прикроют АО МММ”.
Перекупщики и биржевики: относительно организованные для финансового предприятия люди, постоянно занимаются спекуляцией. Стремятся контролировать ситуацию, обрастают связями в охране, на бирже, покупают гарантированные места в очереди.
Периферия: наблюдатели – ждут подходящего момента, чтобы вступить в игру или вернуть деньги за старые акции, а пока приезжают посмотреть, послушать; также люди, для которых здесь – новое место отдыха, неформальный клуб, тусовка. Они постоянно толкутся возле очереди.
Льготники – вчерашние игроки, ныне обманутые вкладчики, стоят в отдельных очередях на получение компенсаций. Основной поток льготников – пенсионеры и инвалиды. Другой поток – чрезвычайники, продавшие свои квартиры, перенесшие пожар или смерть родственников, не имеющие денег на операцию или на билет домой.
Активисты: организаторы и участники всевозможных петиций, выступлений в защиту обманутых вкладчиков. Сами не играют, но многие держат старые акции.
Мелкие вкладчики, позже наблюдатели – в основном пенсионеры и люди предпенсионного возраста, а также активные женщины средних лет.
Профессионалы и серьезные любители – мужчины молодого и среднего возраста, рабочие, интеллигенция, сотрудники коммерческих фирм. В очередях молчаливы, к собраниям и митингам равнодушны, в проигрыше склонны винить самих себя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru