Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/1999

Архив
В.Кольченко,
Нью-Йорк

Каждый день в школе – что может бытъ труднее и увлекателънее?!

В Россию уже окончательно пришла весна.

К привычным холодам добавились “стихийные” бедствия прошлого года: обвал рубля, замороженная зарплата, застывшая в сердцах надежда. Но сегодня хочется думать о другом. Вспоминаются чьи-то строчки:

О чем поют воробышки в последний день зимы?
Мы выжили, мы дожили, мы живы, живы мы!

Помните, осенью все беспокоились: только бы пережить зиму, только бы дотянуть до тепла. И вот пережили. Кто на картошке со своего участка, кто без. Кто с регулярной зарплатой, кто без. Хотя слова “регулярная зарплата” теперь как-то не звучат, особенно для учительского уха.

Не укладывается в голове, как можно жить месяцами, чуть ли не годами без зарплаты. Без денег в кармане, без отопления в доме, без продуктов на кухне. Я гляжу на фотографию в “Первом сентября”: учителя и студенты из Брянской, Тамбовской и других областей пикетируют Белый дом. На плакате немыслимые цифры: в Иркутске не платят уже полтора года, в Мурманске – пятнадцать месяцев, на Камчатке – четырнадцать.

Почему же нет денег на учительскую зарплату? Губернаторы кивают на Москву, а Москва никак не договорится с губернаторами. Господа дерутся, а у мужиков чубы трещат.

В Америке решили проблему просто: местные власти сами собирают налоги на школьные расходы и сами их тратят. Никто не станет упрекать вашингтонское правительство в финансовой недобросовестности хотя бы потому, что федеральная доля в школьном финансировании незначительная – меньше десяти процентов.

Можно ли так сделать в России? Конечно, нет. Российские регионы еще не научились собирать налоги, а кое-где их просто и не с чего собирать.

Нужно ли стремиться к такой модели в будущем? Пожалуй. На местах виднее, что делается в школах, особенно в такой огромной стране, как Россия. Со временем местные власти получат больше свободы, а вместе с ней придет и ответственность.

Для учителя приход весны имеет особое значение. Близится конец учебного года, а он никогда не бывает легким. Все люди переживают зиму трудно, нехватка солнечного света ведет к депрессии, зимние месяцы кажутся бесконечными.

Но у учителей нагрузка двойная. Разгар зимы совпадает с разгаром учебного года, чем-то напоминающим летнюю деревенскую страду. Действительно, каждый день в школе и посевная, и жатва. Страда духовная, интеллектуальная – что может быть труднее и увлекательнее?!

Люди, которые никогда не вели шесть уроков в день, никогда не стояли перед учениками, подыскивая ускользающее слово, никогда не засыпали над книжкой, готовясь к объяснению завтрашнего материала, – эти люди не в состоянии понять, какая тяжелая, выматывающая и в то же время интересная работа выпадает на долю учителя.

Моя русская знакомая двадцать лет живет в Америке. В России преподавала в вузе. В Штатах освоила язык и устроилась преподавателем в местный университет. Успешно проработала десять лет, а потом ушла. “Понимаешь, однажды я почувствовала, что не могу больше зайти в класс. Вот не могу, не в силах – и точка. Постоянно что-то говорить, улыбаться, держать себя на взводе, в напряжении... Тяжело. Я лучше буду пробирки мыть в лаборатории”.

И пошла мыть пробирки – лаборантом в исследовательский центр. Конечно, у каждого свой предел выносливости, но я ее понимаю. Всем нам знакомы разговоры о том, что у учителей маленькая нагрузка – двадцать, двадцать пять часов в неделю – и длинный отпуск. Когда я слышу эти рассуждения, мне всегда хочется сказать: давай-ка запустим тебя в класс на двадцать пять уроков в неделю, один на один с учениками, а потом посмотрим, что ты запоешь.

Даже когда увлечен работой, знаешь свое дело, любишь детей, получаешь удовольствие от удачного урока, все равно работать непросто. Даже когда летаешь по классу словно на крыльях и забываешь о времени, отдыхать все равно надо. Ведь когда-нибудь устанут и крылья.

Вот почему учителя ждут лета с не меньшим нетерпением, чем ученики. Ждут не дождутся лета, чтобы потом с тем же нетерпением ждать осени с ее новой учебной страдой. Надо пережить завтрашний день, пережить зиму, пережить год. Осталось совсем немного. Осталась вся жизнь.

Солнце светит, воробышки поют. И в Нью-Йорке, и в Москве их песня звучит одинаково. О чем поют воробышки уходящей зимы? “Мы выжили, мы дожили, мы живы, живы мы!”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru