Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Нам дан урок войны.
За нами – урок мира

Согласие и компромисс. Договориться и уступить. Научиться слышать другого. Какая трудная педагогическая задача...

Сообщения информационных агентств. 31 марта. Силы НАТО седьмой день наносят воздушные удары по военным объектам Югославии. По данным югославского информационного агентства “Танюг”, не менее 7 взрывов было слышно сегодня утром в районе Приштины. Сообщается о разрывах бомб и ракет и в окрестностях Белграда. Данных о потерях не поступало. Руководство НАТО заявило вчера о том, что усиливает воздушные удары, и бомбардировки будут производиться круглосуточно, с тем чтобы заставить Слободана Милошевича прекратить репрессии против косовских албанцев. Главные цели ударов НАТО с воздуха – подразделения сербских войск и командные посты в Косово.

Мы предлагаем провести в каждой российской школе урок мира

24 марта, как раз в первый день каникул в большинстве российских школ, американцы начали бомбить Югославию. Началась новая Балканская война.
Обычно наша газета не вмешивается в большую политику. Наше дело – школа, дети, учителя.
Но 24 марта начался урок войны, и все мы понимаем, что учитель придет в класс после каникул, и даже если дети не спросят, все равно ясно: главная тема и самое волнующее всех людей сегодня – война.
И мы знаем, что сегодня многие учителя уже готовятся к тому, чтобы один из первых уроков четвертой четверти провести как урок мира.

Мир для учителя – в воспитании способности к согласию и принятию человека человеком, а не в стремлении доказать правоту одной идеи над другой. Вот от этого стремления люди и убивают друг друга

Попробуем не давать детям свою версию событий, свою правду о войне, прислушаемся к ним...

Но могут ли дети сами сформировать свое отношение к происходящему? У нас безвыходное положение: и мы, учителя, и наши ученики знаем об этой войне примерно одинаково. И то, что земля Косово исторически сербская, и то, что косовары ищут пути собственной автономии и даже независимости, действуя при этом как террористы. И то, что Милошевич применяет в Косово карательные меры. И то, что нельзя другой стране вмешиваться во внутренние дела суверенного государства.
Мы все против того, чтобы американские самолеты бомбили землю Югославии. Но скажите: а в своем доме сильному бить слабого можно? А провоцировать своих же граждан на то, чтобы они становились террористами, можно? Нельзя, и мы это знаем не просто, а по своему трагическому опыту. Мы все были против войны в Чечне. И нет здесь правды, не найти ее.
Но если представить себе план урока мира, то каким он может быть?
Помните, как в старые добрые времена каждый учитель писал план урока? Попробуем и мы так же.

Давайте предложим нашим ученикам найти компромиссный вариант решения этой трагедии. А вдруг то, что не пришло в голову политикам и генералам, придет в голову детям?

Тема урока. С этим понятно – «Новая война на Балканах». Мы ведь собрались говорить с детьми о войне.
Цель урока. Можем ли мы написать так: «Сформировать у учащихся негативное отношение к американским агрессорам». А наоборот?
Нет, нам в принципе такая цель урока мира не подходит. Потому что не вправе мы серьезный и трагичный разговор подменять характеристиками и оценками: кто прав, а кто виноват. В этом и сложность сегодняшнего момента. Если мы по старинке начнем убеждать детей, что американцы – варвары и агрессоры, а другая сторона – жертвы, то это как раз будет не урок мира, а урок войны. Потому что мы по-прежнему будем формировать у учеников стремление добиться победы правого над неправым.
И тогда мы ничем не будем отличаться от американцев, бросающих бомбы на людей. Трудная педагогическая цель заключается не в том, чтобы настроить одних против других. Трудная педагогическая цель заключается в том, чтобы вместе с детьми попробовать разобраться в позиции каждой из сторон и понять, как найти компромисс.
– А в чем роль взрослого? – спросит читатель. – Мы что же, пассивные наблюдатели детских рассуждений? У нас есть своя точка зрения...
Конечно, роль взрослого, учителя, не в том, чтобы просто наблюдать за детскими рассуждениями. А в том, чтобы... быть гуманистом.
Помните, как ругали Симона Львовича Соловейчика в начале восьмидесятых за то, что он проповедовал «так называемый абстрактный гуманизм». Этот абстрактный гуманизм заключался в том, чтобы уважать права человека независимо от его классовой или национальной или любой другой принадлежности и призывать к восстановлению этих прав, если они нарушены. Призывать не к справедливости, которую в сложных конфликтах каждый понимает по-своему, а к защите жизни и достоинства конкретного человека.
Сегодня НАТО нарушает права сербов, сербы и косовские албанцы нарушают права друг друга, и нужно найти мужество, чтобы разорвать этот круг.

Мы все против того, чтобы американские самолеты бомбили землю Югославии. Но скажите: а в своем доме сильному бить слабого можно?

Цель урока мира: проявить собственную учительскую гуманистическую позицию.
Так нам кажется.
Ход урока. Для урока необходимо, чтобы «новый» материал излагали не учителя, а ученики. Поэтому условием проведения урока мира будет подготовка сообщения учеников по тому, что происходит и как они к этому относятся.
И, к сожалению, можно предугадать, что, воспитанные педагогикой подавления (не только школьной: вся наша жизнь – от политики, экономики до семейной жизни – строится на подавлении, на стремлении доказать свою правоту любой ценой, на том, чтобы победить), наши дети начнут спорить друг с другом о том, кто, по их мнению, прав, а кто виноват: американцы, сербы или албанцы.
С огромной вероятностью можно предположить, что так и будет.
И если урок пойдет по этому сценарию, то для вас наступит момент, когда придется делать выбор: либо поддерживать одну из сторон, либо вопреки всем, в том числе и тем волеизъявлениям народных масс, а не только мнению класса, говорить о том, что высшей ценностью является человеческая жизнь. И что каждый, кто может убить и убивает, – каждый, независимо от того, кто прав, а кто не прав, оказывается преступником.
Если вы на это осмелитесь, потому что трудно противостоять всем, тогда следующий шаг – это объявление главной цели образования. Именно в этом месте можно сделать это объявление, потому что албанская война еще раз показала – люди гибнут не оттого, что мало знают. Люди гибнут оттого, что не умеют договариваться друг с другом. Не умеют находить компромиссы. Не умеют уступать друг другу.
Мы, в школе, не учим, а может, и вообще не учат детей в Америке, Югославии, России понимать интересы друг друга, делать чужие интересы содержанием собственного переживания, понимания, то есть образования.
И это можно легко превратить из абстрактного заявления в практическую часть урока. Давайте предложим нашим детям найти компромиссный вариант решения этой трагедии. А вдруг то, что не пришло в голову политикам и генералам, придет в голову нашим детям?
...Эта война скорее всего не закончится так быстро, как нам бы всем хотелось. И она не станет последней.
Но для учителя смерть людей непостижима и невозможна. Для учителя человеческая жизнь – святое чудо, на которое даже на словах покушаться невозможно. Но мир для учителя – в воспитании способности к согласию и принятию человека человеком, а не в стремлении доказать правоту одной идеи над другой. Вот от этого стремления люди и убивают друг друга.
Согласие и компромисс. Договориться и уступить. Научиться слышать другого.
Какая трудная педагогическая задача...

От редакции. Если вы решитесь провести урок мира, напишите нам, пожалуйста, как он прошел и какие идеи примирения возникли в вашем классе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru