Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/1999

Архив

Сергей ЖЕНОВАЧ:
Критиковать любит тот, кто не способен совершить поступок

Послужной список режиссера Сергея Женовача впечатляющ. За десять лет, прошедших после окончания ГИТИСа, – Гоголь и Чехов, Тургенев и Достоевский, Корнель и Шекспир. И еще Островский, и еще Фолкнер, и еще Ибсен. И Александр Володин, и Нина Садур, и... Женовач рано стал педагогом, сочетая на этом поприще призвание и дар. Он сосредоточен и несуетен и от многих своих коллег отличается, помимо прочего, умением делать дело – работать. И еще хотелось бы сказать, что по счастливой  и закономерной случайности монолог Сергея Женовача появился на страницах “Первого сентября” в Международный день театра.

Фестивалю “Московские дебюты” – четвертый год, последние три я вхожу в его жюри. Жюри постоянное, перемены в его составе происходят только в тех случаях, когда кто-то занят и не может принимать участие в просмотрах и обсуждениях. Когда смотришь работы молодых, то есть людей, у которых нет шлейфа прошлых удач, очень важно угадать, почувствовать одаренность каждого, его потенциал. И тут согласие жюри необычайно существенно. Оно защищает от предвзятости, вкусовщины, помогает нам слушать и слышать друг друга.

Мы очень разные, поэтому так важно отстраниться от собственных пристрастий, увидеть “племя младое, незнакомое”, порадоваться ему, восхититься им. Не секрет, что мы часто хотим видеть в молодых повторения самих себя, а этого не бывает. И даже если чья-то индивидуальность мне не так близка, я понимаю, что индивидуальность есть – и это замечательно. Самое интересное, самое ценное именно то, в чем дебютанты ни на кого не похожи.

Свои симпатии мы отдали на этот раз спектаклю “Пчеловоды”, поставленному Николаем Рощиным. Он и его друзья, с моей точки зрения, замечательная компания, которую ребята назвали “корабль дураков”, и спектакль конечно же их общее театральное сочинение: сценографическое, драматургическое и режиссерское. То, что этот спектакль – явление необычное, яркое, замечательное, несомненно. А мое ли это, не мое – да какая в данном случае разница! Чем больше работаешь в театре, чем больше понимаешь в своей профессии, становишься придирчивее, тем меньше тебе что-то по-настоящему нравится. Так что отстраниться от себя и порадоваться успехам молодых – вот что самое главное. Сохранить в самом себе умение удивляться. Когда показывали “Пчеловодов”, многие, в том числе и критики, сердито уходили, зрелище было непривычное. На самом деле лучше бы досмотреть до конца, понять, что это такое.

Другого поколения у нас нет, и к тому, которое есть, надо отнестись с вниманием, суметь расслышать его голос. Мое глубочайшее убеждение, что театр определяют именно молодые. И самое главное в нашей профессии – передать эстафету. Сейчас, будучи членом не одного, а целых трех жюри, я бываю в театрах почти каждый день и вижу, как вырастает культура сценического действа, как совершенствуется театральное ремесло, но... Одновременно с этим уходит из него личное, индивидуальное начало. Уходит мировоззрение. Коммерческий успех становится решающим – такого в русском театре никогда не было. Единственное, против чего я всегда протестую, это когда молодые, делая свои первые шаги, уже просчитывают, как сделанное ими будет продаваться. Когда думают не о том, как раскрыть пьесу, артистов, как попробовать то, чего до них никто не делал, а о том, как понравиться. Вот это действительно ужасно! Потому что главное – сказать свое слово. Этим ведь и отличается каждое поколение от предшествующих – тем, что произносит собственное слово о мире, о жизни. Что откроют они такого, чего я еще не знаю, – вот что самое интересное, и потому, если мы хотим заниматься театром завтрашнего дня, если стремимся этот завтрашний день предугадать, обязательно надо прислушиваться к молодым. За нами опыт, умение, наши удачи и наши ошибки, за ними – будущее.

Не могу не сказать о том, что еще меня тревожит: появились, условно говоря, “компьютерные” спектакли. Созданные головой, сконструированные, замечательно организованные, но лишенные риска, авантюрности, нахальства даже. Вот почему еще мне так понравились “Пчеловоды” – в этом непривычном действе звучит голос поколения, как были голосами своих поколений “Современник”, Таганка, Мастерская Фоменко.

Театр – игра, но игра эта может быть вредной, опасной. Она может приучить людей мыслить штампованно, приучить их к агрессивности, в ней на самом деле заложена мощная разрушительная сила. А может, напротив, разбудить в людях творческое начало, заставить улыбнуться. Широта разных мнений замечательна, но должны существовать и твердые критерии. Поэтому сегодняшние фестивали, премии при всей субъективности оценок, предвзятости, при неизбежной “ярмарке тщеславия” необходимы. Они заставляют обратить внимание на чужой спектакль, заметить чужой успех. Когда молодые ребята видят, что они в этом мире не одиноки, что они кому-то интересны, что кто-то их поддерживает, – это замечательный стимул! А кроме того, молодые перестают вариться в собственном соку, перестают заниматься театром в вакууме. На фестивале общаются, знакомятся. Сегодня это то место, куда хочется приходить, где нет зависти, недоброжелательности. И так хорошо, когда удается кого-то разглядеть, кому-то помочь – важнее этого я ничего не вижу. Изменить то, что происходит сегодня в театральном мире, почти невозможно. Можно только делать свое дело, и делать честно. Для меня участие в этом фестивале – оптимальная возможность максимально честно сделать все, что я могу сделать сегодня. Заметить росток, помочь ему раскрыться – что может быть важнее? Поэтому сегодня я – за фестивали. За тех, кто их организует, кто совершает поступки – при всех издержках это лучше, чем ничего. Сейчас модно всех критиковать, обычно этим занимаются люди, поступков не совершающие.

А в завершение своих вполне субъективных восклицаний мне хочется назвать имена двух таких созидателей, “делателей”, чьими неустанными работами-заботами и жив фестиваль “Московские дебюты”. Директора Дома актера Маргариту Александровну Эскину, умудряющуюся всех накормить, напоить, накрыть столы для всех, повторяю, не только для лауреатов, и еще найти возможность отправить победителей, всех вместе, за границу. И Сергея Мироновича Маргулиса, руководителя “Дебют-центра”, который в течение года ведет повседневную, подчас невидимую стороннему глазу подготовительную работу, чтобы в дни фестиваля все происходило предельно точно, четко. Кто-то назовет все это “малыми делами”, что ж, зато это конкретные дела, которые можно предъявить. Одни имена лауреатов прошлых лет сами за себя говорят: Оля Мухина – драматург, Елена Невежина, Гарик Стрелков, Виктор Шамиров – режиссеры, актеры Гена Назаров, Дима Супонин, Полина Агуреева, Никита Татаренков, Алеша Осипов...

Одаренных людей много, не уверен, что мы узнали бы их вовремя, если бы не “Московские дебюты”.

Монолог записал
Юрий ФРИДШТЕЙН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru