Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/1999

Архив
Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Здесь все друг для друга – учителя и ученики

Но главный урок всегда происходит после уроков

Можно ли описать портрет идеального учителя? Есть люди, которые запросто справляются с этой задачей. По мнению сотрудника туапсинского Центра школьного краеведения Владимира Ланцберга, в массовом сознании существует даже не один, а целых три мифа об идеальном педагоге.
Первый: лучшие учителя – это яркие личности, от которых дети без ума и, будучи привязанными к ним, начинают интересоваться их предметом. Это убеждение основывается на том, что хорошими школами чаще всего и справедливо считаются те, в которых больше хороших учителей. Следующий миф утверждает, что первоклассный педагог – это человек, который знает “слово”. Вот он поймает “бесенка”, посадит на коленку, шепнет нужное слово, и тот превратится в ангелочка. Третий миф – миф “родительской педагогики”. Он гласит: хороший педагог – тот, кто каждую минуту понимает, что творится в душе ребенка. Какие в ней страхи, тревоги. И вот, обнаружив изъян в душе, он владеет инструментом, чтобы подкрутить там что-то, и ребенок от него уйдет уже лишенный страхов и верящий в себя.
Ланцберг соглашается: все это хорошо, да вот беда – мало суперменов в педагогике. А есть ли шанс у обыкновенного, не хватающего звезд с неба человека постоянно добиваться хороших результатов? В обычной школе вряд ли. Убери интересного учителя, и через некоторое время предмет поблекнет, станет рядовым, серым; приведи другого учителя – станет ненавистным.
А вот в нетрадиционной педагогике такая возможность есть. Путь к этому открывает коммунарская методика.

...И “тщательно приоткрытая” дверь

В “Орленке” эта технология работала и давала неизменно положительный результат. Хотя ребята вожатые там были самые разные.
Очевидно, технология строилась на верном представлении о природе ребенка. В.Ланцберг выделяет пять основных детских потребностей, или, как он их называет, дефицитов детства. Потребность в удовлетворении духовных запросов, в решении материальных проблем, в самореализации (найти приложение своим способностям), в самоутверждении (в получении социального статуса, вплоть до самого высокого – взрослого среди взрослых), в психологическом комфорте (в том, чтобы окружающая среда была дружественной и понимающий). Чтобы увидеть, как все это решается практически, на некоторое время представим себя на месте ребенка, который впервые пришел в коммунарский клуб. В тот самый клуб по месту жительства поселка Тюменский Туапсинского района, где работал Владимир Ланцберг. Благо дверь сюда, по его же выражению, всегда тщательно приоткрыта.
...Сначала кажется, что ты пришел только для того, чтобы научиться играть на гитаре или фотографировать. Просто услышал от товарища, что это можно сделать в клубе, и вдруг... ты попадаешь в среду, где все к тебе относятся уважительно, невзирая на возраст и оценки в дневнике, где у тебя все получается и ты радуешься успехам, еще не зная, что здесь действует принцип: первые несколько дел должны быть короткими и гарантированно победными. Сперва у новичка должны вырасти крылья от ощущения удачи и родиться уверенность, что тут он будет успешно решать свои проблемы. Самое интересное начнется потом.
Оказывается, в клубе можно научиться не только делу, ради которого ты пришел, но и множеству других интересных вещей. И у мальчишки возникает то волшебное “я хочу”, с которого, как известно, начинается все.
Я хочу иметь собственный радиоузел. Я хочу изучить английский для работы с компьютером. Я хочу научиться проводить туристские походы. Новичку помогут освоить интересное дело, и он почувствует благодарность, а потом, когда коммунары будут обсуждать, как прожит очередной период жизни, придет желание открыться этим людям. И это тоже будет только началом. В один из дней он увидит, что коммунары с каким-то особым воодушевлением обсуждают предстоящее событие. Быть может, они собираются помочь клубу самодеятельной песни провести слет или освободить радиокружку помещение от хлама. Новичок поедет туда с ними и узнает, как это здорово – работать одной командой, кому-то помогать, покровительствовать, а иногда делать то, что по каким-либо причинам не удается взрослым.
Однажды в клуб пришел пацан, как говорится, “в зените славы”. Вокруг него водили хороводы: им занималась милиция, школа его куда-то вызывала, родители пороли. Он попался на воровстве, ничего особенного не наворовал, но ходил гордый, потому что взрослые на него обратили внимание как на человека, способного наделать шороху. В клубе он получил все, что искал, с одним отличием: минусы обратились в плюсы.
Вот что предложили ему коммунары. Тебе надо, чтобы взрослые встали на уши? Хорошо, мы дадим тебе такую возможность, мы предложим тебе дело, которое взрослые оценят. В коммуне есть серьезные заказчики – Краснодарский мединститут, поликлиника, для которых мы делаем аппаратуру. Главврач, один из самых уважаемых людей в поселке, раскланивается с ребятами при встрече, на удивление их родителям. Пожалуйста, ты можешь самоутвердиться таким образом. Ты можешь быть сменным командиром, причем руководить не просто уличной ватагой более слабых, а командовать более сильными, старшими.
Клубная атмосфера одухотворяет, делает привлекательной даже, казалось бы, неприятную работу. Ведь это два совершенно различных мира: если в одном окружении на то, что ты делаешь, смотрят безразлично или придирчиво, ревностно оценивая тебя, то в другом ты встречаешь ободряющие улыбки, в которых чувствуются доброжелательное участие и готовность помочь. Руководитель московского клуба “Тропосфера” Вера Ильина рассказывала, как к ним в клуб пришел мальчик из разряда жертв. В отместку за унижения он делал всякие пакости и уже был на учете в милиции. В клубе к нему, может быть, впервые обратились по имени, а не по фамилии, причем все, а не только руководитель. Сережа, ты видишь, у нас люди заняты делом, а ты что хочешь делать? Мальчик выбрал мытье перчаток, испачканных во время похода. С каким удовольствием он мыл эти грязные перчатки!
Но чтобы появился мир, где ты хороший, где ты нужен, где тебя любят и верят, что у тебя все получится, кто-то должен его создать.

За собой и дальше

Прежде чем прийти в коммунарство, Владимир Ланцберг прошел через разные круги: эстетов, диссидентов, творческую богему. Был известен, признан, обласкан и тут попал в непривычную среду, где его хотя и почитали как автора любимых песен, но не возносили, а, напротив, иногда жестко выговаривали. Кроме того, его новые друзья любили ходить в походы, а это дискомфорт, непогода... Он не привык к этому и все же предпочел терпеть все эти невзгоды, “лишь бы они меня не раскусили и не выгнали”. Суть коммунарской жизни, которую в одной фразе можно выразить так – уважение к людям, уважение к себе, желание внутренне расти и этим ростом делиться, – оказалась очень близка собственным идеалам Ланцберга.
Это решило его дальнейшую судьбу, как и судьбу многих других людей, нашедших себя в коммунарской педагогике. В ней успех определяют не выдающиеся способности, а нравственные ориентиры, приоритетность таких ценностей, как общение, достойное поведение, самостоятельность в суждениях и поступках.
Чтобы клуб состоялся, недостаточно найти помещение, приобрести оборудование. Надо сформулировать правила, по которым это зарождающееся сообщество будет жить и развиваться. Начиная от техники безопасности и заканчивая моральными нормами жизни. Что и как мы будем делать? Ради чего мы все это затеваем?
В клубе Ланцберга поначалу почему-то не задерживались армянские ребята. Оказалось, что один из его “любимых ребятишек” их подтравливал. Как быть? Помогли рассказы об армянских художниках, певцах, шахматистах.
Ланцберг всегда вел борьбу с “детьми как таковыми”, подразумевая под этим отношение к ребенку как к слабенькому, незнающему, неумеющему, безответственному, капризному существу. Поэтому в его клубе престижным считалось, чтобы каждое следующее дело было сложнее предыдущего. Стояла сверхзадача: любую деятельность обратить на пользу личностному росту.
Чтобы ребенок чувствовал себя взрослым, умным, ответственным, в его распоряжение предоставлялось клубное оборудование, он носил в кармане ключи от клуба и мог туда зайти в любое время дня и ночи.
На начальном этапе, когда основная цель заинтересовать детей идеями и занятиями, которые стимулировали бы саморазвитие, влияние педагога на жизнь клуба очень велико. А затем педагог включается только в самые ответственные моменты, главным для него становится – предоставить детям как можно больше самостоятельности. Этот принцип заложен в самой коммунарской методике, которая практикует сменное командирство, равенство в правах детей и взрослых, участие ребят в создании норм и правил общей жизни.
Юные коммунары не только дорастают до того, что делают взрослые, но и научаются делать такие вещи, которые иным взрослым не под силу.
Появляется даже педагогический азарт: взять новичка и за две недели обучить его проведению туристических походов. И вот девочка, которая ни разу в жизни никем не руководила, становится командиром-стажером. И вся группа в течение 10 минут будет терпеливо ждать, пока она не догадается после привала скомандовать “под рюкзак”. Все знают, молча переминаются, слегка улыбаются друг другу, но ей этого не показывают.

Круг роста

Каждую неделю, а если это время похода или лагерного сбора, то ежедневно, ребята проводят рефлексию. Коммунары садятся в круг и обсуждают: что у нас получилось, что нет, почему мы оказались в этих обстоятельствах и как нам изменить их к лучшему? Открытый доверительный разговор сам по себе уже хорошее средство разрешения конфликтных ситуаций. Не зря говорят восточные мудрецы: если хотите достичь высшей правды, будьте предельно искренни.
Как-то на очередном лагерном сборе клуба “Тропосфера” случилось непредвиденное. Девочке захотелось уехать из лагеря. Она не вписалась в коммунарскую жизнь, потому что у нее все было другое: опыт, привычки, манера поведения. В разговорах со сверстниками ей нравилось обращаться свысока. Когда коммунары ставили палатки, она бегала за ягодами и грибами и не могла понять, почему это командир указывает ей, что нужно делать. В общем, ребенок запросился домой. Вопрос был вынесен на общий сбор. Первая ее реакция – испуг: если вы хотите говорить обо мне, то не надо. Но вопрос назрел. Он обсуждался два часа. Каждый коммунар высказал, что он видит в ней хорошего, и объяснил, почему он так или иначе повел себя с ней. К концу обсуждения для нее стало ясно, что напряжение возникало не потому, что к ней плохо относились, как она считала, а потому, что здесь заведены определенные правила. И девочка ожила, в глазах засветилась радость. Она уже думала не об отъезде, а перебегала от одного человека к другому, спеша поделиться своим открытием.
Круговая рефлексия в коммунарском клубе – это явление, на котором стоит остановиться особо. В нем наиболее отчетливо виден внутренний механизм развития коммунарского сообщества.
Во-первых, в коммунарстве само понятие “развитие” видится иначе, нежели в традиционной педагогике. Если в обычной школе развитие – это прежде всего освоение предметных знаний и уже во вторую очередь умений и навыков, то в коммунарской педагогике важен весь опыт жизни – не только знания, но и дела, поступки, чувства. Во-вторых, при рефлексии события не просто обсуждаются, а сравниваются с определенным эталоном, с общепринятым представлением о том, что, по нашим понятиям, хорошо, а что не очень. Соответствуют ли наши (мои) поступки моральным нормам? Как это соотносится с теми принципами, которые мы взяли для себя как главные ориентиры? Развиваемся ли мы как сообщество и куда это развитие нас ведет? Присутствие вертикального измерения – шкалы ценностей, которую человек может приложить к любой ситуации, – помогает в рядовом, казалось бы, случае увидеть интересную перспективу, как это, например, произошло в одном из летних трудовых лагерей.
Зачастую обсуждение некоторых конкретных дел переносилось с общего сбора на послеотбойный совет командиров и комиссаров группы. Собирались за чайком и договаривали какие-то вещи. И вот идет такой “кухонный совет”. Завтра очередная группа должна выходить в двухдневный поход под предводительством туринструктора-одессита – лагерного заведующего продовольствием Димы. Первый вопрос ему: рюкзаки собраны? Нет, ребята же на спальниках спят, утром соберут. А продукты розданы? Я завтра утром раздам. А вещи? Да что там эти вещи собирать, все это ерунда. То есть практически ничего не готово. Поход провален. Какие мнения? Решение само собой напрашивается: поход отложить на два дня, Диму наказать отстранением от работы на следующий день, а поход провести туристскому инструктору из Москвы Вере. Прошли по кругу, все высказались за это решение – настолько оно было очевидно. А последним высказывался четырнадцатилетний Герка, совершенно уже сонный, который сказал: Диму “разгрузить”, поход перенести на два дня, поход провести Диме. Это предложение для всех было совершенной неожиданностью: ты что, Герасим, спишь? Проснись, подумай. Почему Диме, он же завалил дело! Нет, говорит, я считаю, поход надо провести Диме, иначе он ничему не научится.
Раз зародилось сомнение, решили еще раз пройти по кругу. И тут все перешли на сторону Геры. Всех захватила педагогическая задача: дать шанс сделать нормально это дело.
Коммунарская жизнь тем и примечательна, что она не дает остановиться, соорудить себе хрустальный трон и почивать на лаврах. Дети здесь становятся главными учителями педагога, неиссякаемым источником роста. Они постоянно подкидывают разнообразные вопросы, задачи, создают необычные ситуации, в которых рождаются новые идеи и проекты.

Как соединить желание и образование?

Все началось вечером с вопроса Кости Москвичева. У Кости возникла маленькая производственная проблема: как сделать шесть литров проявителя? Можно было сказать: Костя, вот фоторецептурный справочник, там все в расчете на один литр. Умножь все на шесть и размешай. Но время было позднее, позади трудный день, и Ланцберг ответил “проще”: посчитай прямую пропорцию. А как это – прямая пропорция? Ты же в школе учился, в каком ты классе? В 7-м. А когда это проходили? В 6-м, да я уже и забыл. В конце концов кое-как Костя получил инструктаж.
С каждой неделей, с каждым месяцем запросы ребят на блоки из школьной программы поступали все чаще и чаще. Педагоги сами провоцировали детей на все более сложные действия, что позволило целенаправленно обучать ребят предметным знаниям через их же деловую инициативу.
Содержание школьного образования мало связано с повседневной жизнью детей, с их актуальными запросами. А здесь практически в любом их действии можно найти компонент школьной программы. Клуб может быть точкой встречи школьной учебы и актуальной жизни ребенка, из чего и возникает мотивация учения. Эти размышления привели Владимира Ланцберга к идее создания образовательного учреждения на основе коммунарской методики. По замыслу оно будет включать в себя детский сад и школу. Может, получится? Ведь до сих пор все получалось.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru