Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/1999

Архив
Галина ЧЕРНАВИНА

«Если у тебя заболит сердце,   отдам тебе свое...»

О том, чтобы обычные ученики оказались за одной партой с ребятами, которых не всегда берут даже во вспомогательные школы, остается только мечтать. Зачастую сами родители всеми силами стараются оградить своих здоровых детей от нежелательного соседства. Это травмирует психику! – заявляют они, не задумываясь, что без душевного страдания (со-страдания) невозможно научиться милосердию.

Пригородная электричка, уносившая меня в Железнодорожный, оставила позади Курский вокзал. Две бабульки на соседней скамейке бурно обсуждали пенсионную тему, возмущаясь тем, что у московских стариков за счет лужковской надбавки размеры пенсии получились выше, чем у всех остальных.

– Есть такая проблема, – подтвердила мне Лидия Васильевна Рольщикова – председатель правления Центра реабилитации инвалидов детства г.Железнодорожного. – И сегодня она жизненно важная...

Лидия Васильевна знает, о чем говорит. В центре, который она возглавляет, занимаются 210 детей-инвалидов. Тогда как во всем Железнодорожном семей с детьми-инвалидами – 234. Как правило, состоятельных среди них нет, так что большинство вынуждено существовать на пенсию по инвалидности, уповая исключительно на ее размеры и сроки выплат. А ведь жить надо несмотря ни на что. Поэтому родители стараются объединиться, чтобы вместе помогать своим ребятам.

Конечно, многое зависит от наличия в ассоциации настоящего лидера, готового трудиться за гроши или вовсе бесплатно, а также от желания местных властей помогать (или не помогать) этим людям. Железнодорожному повезло. Лидия Васильевна не из тех людей, что оставляют когда-то начатое дело.

С первых дней существования центра здесь стали больше обращать внимание на детей с тяжелой умственной отсталостью – с синдромальной патологией, синдромами Дауна, Рета, шизофренией, гидроцефалией. Как правило, эти дети раньше вообще нигде не учились. Пришлось долго добиваться, чтобы управление образования прикрепило ребят к вспомогательной школе, оплатив ставку специалиста-дефектолога, а занимались бы они на базе центра. Зато теперь у них тоже есть и 1 сентября – праздничный день с цветами и пирогами, и интересные занятия, которые они так любят.

В новом помещении, куда недавно в очередной раз пришлось переехать центру, пока еще не удалось провести полноценный ремонт – холодно. Зато чуть позже здесь появится и кабинет ЛФК, и тренажерный зал. А на уроки рукопашного боя по специальной итальянской системе, которые будет вести замечательный тренер Александр Павлович Устинов, записалось уже 17 детей.

Особая гордость центра – творческие успехи его воспитанников. Они пишут стихи, рисуют, делают замечательные поделки. Руководитель изостудии Вера Владимировна Демина к творческому обучению своих подопечных относится всерьез, знакомя их и с городецкой росписью, и с палехом, и со многими другими вещами.

– Я не отказываюсь ни от кого – ведь у нас центр реабилитации, – говорит Демина. – Приходится еще и родителей уговаривать, которые почему-то считают, что эти занятия не для их детей. Тогда я начинаю внушать мамам, что у них тоже должен быть эмоциональный выход, иначе тяжело жить. И... предлагаю начать заниматься самим. И вот сидит такая мама на занятии, дочка рядом, присматривается, а потом и сама что-то элементарное начинает делать. Глядишь – еще вчера девочка сидеть-то самостоятельно не могла, а теперь и сидит, и пишет, да еще что-то создает собственными руками. А главное, мама и ребенок начинают наконец общаться.

А какие праздники устраивают в центре! И не только на Новый год или 8 Марта. Отмечаются и Пасха, и Рождество, и дни рождения. Шумно, весело, с подарками и поздравлениями. Без такого общения дети, да и родители, наверное, давно бы сломались. Ведь когда человек впервые узнает, что его ребенок неизлечим, он впадает в отчаяние: почему, за что именно мой? Тут-то и приходят на помощь родители со стажем. И вовсе не случайно в последние годы у центра появились помощники из храма Преображения Христа в соседнем Саввине.

Дети-инвалиды вообще очень привязываются к тем, кто проявляет к ним хоть немножко внимания. Например, они просто обожают Дениса Панфилова, обычного здорового парнишку, который учится в 11 классе одной из городских школ. Он уже два года регулярно наведывается в центр, чтобы показать детишкам... фокусы. Все прошлое лето Денис работал грузчиком, чтобы купить профессиональный реквизит и синтезатор. Дети, конечно, радостно принимали его и с самодельным реквизитом, но новое выступление прошло просто “на ура”.

За границей подобное отношение здоровых людей к больным никого не удивляет. Увы, у нас это все-таки единичные случаи.

Тот же центр реабилитации уже в третий раз вынужден был поменять свое местонахождение только потому, что школа, с которой он делил прежнее помещение, постаралась сделать все, чтобы избавиться от такого соседства. Родители жаловались, что на их чад дети с ограниченными возможностями производят тяжелое впечатление. Им даже в голову не приходило, что они упустили шанс научить своих детей милосердию.

Виталик, старший сын Лидии Васильевны Рольщиковой, родился с осложненным пороком сердца, поражением костной и нервной системы, зрения и слуха, гидроцефалией и ко всему прочему – с редчайшим генетическим синдромом леопарда, при котором все тело осыпано мельчайшими пятнышками. В роддоме матери заявили, что лучше ей сразу от него отказаться. Но Рольщиковым эта мысль казалась дикой. Естественно, они забрали ребенка домой в надежде, что сделают все возможное, чтобы его поставить на ноги. Гидроцефалию они и правда сумели вылечить. Уже в два года мальчик начал читать, в три – писать. В шесть лет, когда в НИИ дефектологии проверяли уровень его интеллекта, специалисты хором заявили: налицо все признаки гениальности.

Виталик чрезвычайно интересная личность. Здорово играет в шахматы. Пишет стихи, в основном белые. Обидно, но этот мальчик прекрасно осознает, что он не такой, как все. Когда у него родился младший братишка, в пятилетнем Виталике вдруг проснулось страшное чувство обиды. Ведь Ромка родился здоровым, а он нет. Начитавшись устрашающих плакатов в поликлинике, Виталик буквально допрашивал Лидию Васильевну, не злоупотребляла ли она алкоголем.

Как же это было больно слышать матери. Хотя еще больнее ощущать постоянную агрессию со стороны других людей. Пока сын был маленьким, Лидия Васильевна специально уходила гулять с ним подальше ото всех, чтобы не слышать, как его обзывают. Когда младший, Ромка, стал самостоятельно выходить во двор, ему вслед начинали кричать, что брат у него дурак и сумасшедший. Рольщиковы выходили к неразумным мальчишкам и начинали читать рассказы Виталика – про путешествия в Азию, Африку, Австралию, про зверолова, который добывал редких зверей для Московского зоопарка. Те с интересом слушали, а назавтра могли вновь залепить в мальчика снегом или ударить его.

Прошли годы, прежде чем Лидия Васильевна научилась ходить по улице с гордо поднятой головой. Многие ли матери, к примеру, могут похвастать тем, что сыновья подают им руку, выходя из автобуса? Когда Виталику сделали операцию на сердце, покидая реанимацию, он сказал матери: “Мама, если у тебя заболит сердце, я тебе отдам свое – оно у меня теперь здоровое”. А во время службы в храме, когда все вокруг молятся за себя и своих близких, Виталик шепчет: “Господи, помилуй Россию”. Хотя, казалось бы, уж кто-кто, а он имеет право поплакаться на судьбу и попросить у Всевышнего что-нибудь и для себя.

Что ж, может, когда-нибудь мы наконец научимся видеть не только свою, но и чужую боль, научимся ценить людей по тому, что они собой представляют, а не по тому, как они выглядят. Может быть, тогда молитва этого ребенка и будет услышана?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru