Отдайте школу государству: местная
власть содержать ее сегодня не может...
Действительно, ни одна идея не стоит
того, чтобы учителя голодали. Но похоже, эта
вынужденная экономическая мера начинает
рассматриваться как политический инструмент
Обычно в газете не принято в двух
номерах подряд писать на одну и ту же тему.
Но здесь – случай особый.
В прошлом номере мы опубликовали
материал «Была школа народная, а станет
государственная». Напомним, речь шла о том, что в
селах еще до революции люди сами создавали школы
и содержали их, а теперь приходится согласиться с
тем, что сегодня у местных властей нет средств
даже платить учителям зарплату. Так что каждый
директор, понимая, что школа, особенно на селе,
кристаллизует вокруг себя жизнь местного
сообщества, служит именно местным людям и должна
им же и принадлежать. В то же время вынужден
признать, что ни большинство районов, ни тем
более отдельный сельский совет не в состоянии
содержать школу. А государство в лице
региональных властей с готовностью заявляет, что
именно они, то есть оно, государство,
единственное имеет возможность быть учредителем
и содержателем, а заодно и контролером школы.
Газета с этим материалом вышла в
субботу.
А в начале этой недели в печати
появилось письмо председателя ЦК профсоюзов
работников образования и науки В.М.Яковлева
Президенту РФ Б.Н.Ельцину с предложением принять
меры по демуниципализации общего среднего
образования, «рассмотреть вопрос об издании
Указа Президента РФ, предусматривающего
передачу образовательных учреждений начального
основного и среднего (полного) общего
образования в подчинение органов
государственной власти субъектов РФ».
Образовательный профсоюз прямо
связывает обнищание школы и огромные долги
(большая часть которых – 9584,0 млн руб. из 14807,0 млн
руб. – в государственные внебюджетные фонды) с
разгосударствлением общего среднего
образования путем муниципализации.
Главный пафос профсоюзного лидера: «В
нарушение Конституции РФ и ряда федеральных
законов школа фактически перестала быть
государственной – она стала муниципальной». И в
этом одна из главных причин нынешнего положения.
При всем уважении к нашим профсоюзам и к
людям, которые работают в центральном комитете,
которых мы знаем не первый год и с которыми нас
связывают и, надеемся, будут связывать впредь
хорошие рабочие отношения, позволим себе не
согласиться с этой точкой зрения.
Надеемся, что наши возражения будут
восприняты как участие в товарищеской дискуссии.
...Один из героев Льва Кассиля в минуты
страха и ужаса просил:
– Мама, роди меня обратно!
Ему казалось, что стоит ему исчезнуть, и
само горе или источник его страха тоже исчезнет.
А нам кажется наоборот: стоит лишь сделать все
как было – и исчезнут все беды.
Не исчезнут.
Прежде всего потому, что только безумный
сегодня начнет заново делить школьное имущество.
Передел учредительства – это такая же опасная
процедура, как и передел собственности. В каждом
крупном российском городе идет затяжная война
городских и региональных властей. Затеять
сегодня официальную, по указу президента,
перетяжку каната в сторону региона – все равно
что стараться тушить тлеющий огонек бензином.
Особенно опасно направлять эти
действия, исправляя «несовершенство
законодательства» указом президента. Он,
конечно, гарант Конституции, но все же не
конституционный суд, и требовать от него отмены
действия законов в связи с профсоюзной
«целесообразностью» – нет, давайте уж выходить
из трудного положения при соблюдении
действующих законов, какими бы неправильными они
нам ни казались.
Но главный вопрос дискуссии: неужели
действительно именно муниципализация привела к
такому ужасающему состоянию нашей школы и
унижению учителя?
У нас другая версия. Никакой реальной
муниципализации и становления органов местного
самоуправления в России не произошло. Именно в
этом и причина нищеты школы. Не исключено, что в
этом и был расчет – вот вам закон о местном
самоуправлении, вот вам выборность мэров, а
теперь смотрите: «Школа нищая, мэры неграмотные,
в России муниципализации быть не может».
Но при всей внешней атрибутике местного
самоуправления не хватало одной детали.
Сущность отношений государства и
местной власти заключается в том, что именно
государство обязано обеспечить действенность и
эффективность выбранной местным сообществом
власти. Государство для муниципалитета, а не
наоборот.
Поэтому там, где местная власть не в
состоянии выполнить свои обязательства перед
школой, государство обязано прийти ей на помощь.
Так что дело тут не совсем в разгосударствлении,
а дело тут в более тонких отношениях между
огромным и могучим федеральным центром и
маленьким, но самостоятельным местным
сообществом.
А не то получается слишком просто: раз
местная власть не справляется – прикрыть ее. Да,
да, передача школы государству означает резкое
уменьшение полномочий и власти. Муниципалитету
оставят заботу о кладбище и свалке, а все
остальное уйдет к более грамотным и компетентным
уровням власти – государственным.
Если школам будет лучше, если учителям
заплатят, а ученикам дадут учебники – пусть
школа станет трижды государственной.
С этим мы совершенно согласны, о чем,
собственно, и был материал в прошлом номере нашей
газеты – не будем повторяться.
Но заплатить долги и обеспечить школу
можно путем гибких решений, не меняя
законодательство и, главное, не навязывая
идеологию «сильного централизованного
государства». Министерство образования в
последнее время очень активно разрабатывает ряд
мер по налаживанию межбюджетных отношений между
разными уровнями, и при всех спорах вокруг этих
предложений в них есть одно, бесспорно,
положительное – постепенность и отсутствие
радикализма. Полное отсутствие идеологического
пафоса. Министерство фактически во многом и
делает то, что предлагают профсоюзы, только при
этом не объявляет о стремлении передать
учредительство в субъекты Федерации, не
объявляет о демуниципализации, не обвиняет
никого в разгосударствлении как в главном
грехе...
Школьные дела, особенно накануне
выборных напряжений, надо выправлять при
абсолютном отсутствии борьбы за идеологические
лозунги.
Ни одна идея – ни муниципализации, ни
огосударствления – не стоит того, чтобы из-за нее
учителям не платили зарплату или перестали
ремонтировать школы.
А объявлять на всю страну кампанию
демуниципализации сегодня – это больше
идеология, чем реальное дело.
...Кстати, одними из немногих
неприватизированных объектов остались, как
известно, объекты профсоюзной собственности.
Если кто-нибудь из вас, дорогие читатели, будет в
Анапе, бывшей детской здравнице, – советуем
пройтись по той части берега моря, где раньше
один за другим стояли профсоюзные санатории и
дома отдыха. Они и сейчас там стоят –
разрушенные... Как памятник рачительности и
экономической грамотности.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|