Слишком большой, чтобы вытереть пыль
Часто, желая продлить беззаботный период жизни
и ограждая детей от скучного быта, мы лишаем их
возможности почувствовать себя нужными
Попробуйте найти область, где ребенок мог бы
вам помочь, даже если сделать это будет не так
просто и вы не очень нуждаетесь в таком
сотрудничестве.
Десятилетний Адам очень плохо учился в школе по
той единственной причине, что не прилагал к этому
даже малейших усилий. На регулярно получаемые
единицы и двойки не обращал внимания, точно так
же как и на многочисленные дисциплинарные
взыскания. Ни отец, ни мать влияния на него не
имели, а всякие попытки
воспитательно-доверительных бесед мальчик
пресекал, просто-напросто прекращая в них
участвовать. Все ответы сводились к заявлениям:
“Мне не хочется!” или “Я вам не слуга”.
Во время разговора с психологом родители все
время повторяли, что Адам до школы ни в чем не
знал отказа и получал буквально все, на что
только указывал пальцем. Желания ребенка
исполнялись до того, как он успевал их
произнести. У него не было никаких, даже самых
элементарных, домашних обязанностей. Сперва
считали его маленьким и оберегали, а потом, когда
признали большим, он уже стал неуправляемым. Да,
одно время он действительно был мал, чтобы
справляться с бытовой техникой, которой
нашпигован дом, а когда ему исполнилось семь лет,
вся работа по хозяйству к моменту его
возвращения из школы была уже выполнена мамой.
Мальчик был предоставлен самому себе. Все
свободное время он играл в собственной комнате,
заваленной самыми современными игрушками и
электронными играми.
И вот, когда он отправился в школу, настали
трудные времена. Родители ждали от мальчика
небывалых успехов в учебе в качестве отдачи за
свою любовь и безотказность. Но учеба ребенку
давалась с трудом. Сначала он переживал, увидев,
что другие намного лучше и быстрее справляются с
заданиями. А потом перестал стараться вообще.
Недовольство родителей росло, и мальчику стало
казаться, что его уже не любят. Обозлившись, он
стал мстить – спрятал ключи от машины отца, взял
у матери кошелек, а вранье по любому поводу вошло
у него в привычку.
А мстил ли он? Может, просто хотел во что бы то ни
стало обратить на себя внимание и любым способом
вернуть столь щедрую когда-то родительскую
любовь. Хотел удостовериться, что его поступки
небезразличны родителям и его любят, несмотря на
то что он плохой ученик.
Кода он был маленьким, ему не удалось
почувствовать себя нужным семье, он не узнал, что
значит помогать отцу и видеть гордость в его
глазах за сына. Родители не предложили ему
никакого дела, даже такого незначительного, как
поливка цветов или вытирание пыли. А потому они
не могли и похвалить его за то, что он сам вынес
мусор. Это смешно для нас, взрослых, но очень
важно для маленького человека. Когда же мальчик
пошел в школу, никто не сказал, какой он все-таки
молодец, что целый день выводит в тетради эти
непослушные, прыгающие буквы.
Здесь нет вины родителей. Они сами стали
жертвами неведения. Они хотели, как и большинство
взрослых, чтобы их ребенок ни в чем не нуждался, и
ограждали от скучного быта, считая, что всему
свое время.
И все-таки попытайтесь найти область, где
ребенок смог бы быть полезным вам, даже если
сделать это будет не так-то просто, да и вы не
особо нуждаетесь в этой помощи. Пусть после
совместного похода в магазин он несет в руках
всего лишь символическую сумку, но он помогает
вам. Дайте почувствовать ребенку собственную
значимость, не бойтесь разбитых чашек и
испорченной одежды...
На родительском семинаре, посвященном этой
проблеме, одна из участниц рассказала свою
историю: “Вспоминая детство, я сразу вижу образ
своей старенькой бабушки. В отличие от моих
родителей она никогда не говорила, что я еще
маленькая и ничего не умею, а спокойно учила меня,
пятилетнюю, как обращаться с ножом, утюгом,
спичками. Она верила в меня, и это придавало мне
ловкости и упорства. Вместе с ней мы
заготавливали дрова, которыми целую зиму
пользовалась наша семья, и я знала, что хоть и
мала, но очень полезна своей семье. Я гордилась
собой и верила, что нет дела, которое оказалось бы
мне не по плечу”.
Перевод с чешского
Антонины ГУСЕВОЙ
|