Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/1999

Архив
Ирина ХРИСТОВАЯ

Одиннадцать – тринадцать

Возраст, когда рушится психологическое равновесие детства

На всех предыдущих “этапах большого пути” (младенчество, ясли, дошкольный и младший школьный возраст) основная задача развития была позитивной и созидательной... У наступившего периода иная цель – разрушать. На месте аккуратного домика “Детство” надлежит построить новое здание, именуемое “Отрочество”.

И найдется не так уж много родителей, которым могут понравиться перемены, происходящие с ребенком.

Особенно внезапным и шокирующим оказывается исчезновение былой покладистости. “Милый, ласковый, послушный” вдруг в один прекрасный день встает на дыбы, как норовистая лошадка, и в ответ на самую невинную просьбу произносит страстный монолог о притеснении детей несправедливыми взрослыми.

Вполне разумные родительские требования (надеть пальто в холодную погоду и прочее) еще недавно воспринимались вполне нормально... Теперь – в штыки. Он реагирует на советы с нескрываемым отвращением и воспринимает вас как диктатора.

А однажды вы обнаруживаете, что он врет. Причем много и часто...

Но и это еще не все. В течение всех предыдущих лет он наблюдал за старшими, и теперь эти наблюдения пошли в ход. Когда ему в очередной раз понадобится доказать свою независимость, он выберет тот путь, который больше всего возмутит родителей. Например, если для вас важны его оценки, то в дневнике появится целая обойма двоек.

Самая распространенная родительская фраза в эти нелегкие дни: “Я просто не могу понять, что с ним случилось”.

Но, собственно, именно это и следует в первую очередь сделать – понять, что происходит. Понять, что неприятные качества этого периода: заносчивость, негативизм, агрессивность, желание спорить со всеми и обо всем – это прежде всего попытки обрести индивидуальность. Главное – не воспринимать их на свой счет и как личную обиду. Несносное поведение сейчас – вполне нормально. Скорее должен насторожить ребенок, который в одиннадцать лет слишком ласков и послушен.

Еще одна особенность этого возраста, о которой часто забывают... Возраст с девяти до шестнадцати лет – это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо не осуществляет эту возможность. А возраст одиннадцать – тринадцать вообще критический.

А между тем мы уже меньше всего думаем о его взаимоотношениях с книгой. Столько он нам в это время доставляет других хлопот: поведением, оценками, здоровьем... Ну а малышовый период, когда мы сами покупали и приносили книги, закончился... И вроде бы он уже “должен сам”. Однако идеальные представления о том, что в девять лет начинается свободное общение с литературой, оправдываются только в отношении отдельных мальчиков и девочек. На уровне массового интереса можно констатировать: одиннадцать – тринадцать – это возраст, когда исчезает потенциальный читатель. То есть в старших классах мы опять его обнаружим, но уже готовым потребителем массовой культуры, читателем детективов и дамских романов. Недаром книгоиздатели, проводящие маркетинговые исследования в поисках ответа, что издавать для детей одиннадцати – тринадцати лет, получают неожиданный ответ: на уровне массового читательского интереса – ничего. Потому не стоит особенно полагаться на культ книги, якобы “царящий в нашем доме”. И на школу, которая далеко не всегда способна преодолеть “противоречие между индивидуальным характером общения человека с искусством и коллективным характером обучения”...

Вопрос, что он читает в одиннадцать – тринадцать и сколько, актуален как никогда.

Рейтинг@Mail.ru