Нужно так реформировать
коррекционную школу, чтобы как можно больше
детей смогли обходиться без нее
Министерство образования решило
реформировать систему специального образования
для детей-инвалидов. Концепцию реформы обсуждали
на заседании коллегии.Если верить проекту
министерства, реформа и будет заключаться в
основном в переходе к ранней диагностике и
раннему лечению детей с отклонениями в развитии (плюс
переход к новым учебникам, программам и
методикам коррекции и реабилитации, плюс
создание Федерального центра ранней диагностики
и специальной помощи детям с выявленными
отклонениями в развитии).
Из 35,9 миллиона детей, сегодня живущих в
России, четыре с половиной процента имеют
ограниченные возможности здоровья. Это примерно
1 миллион 600 тысяч детей-инвалидов – неслышащие и
слабослышащие, незрячие и слабовидящие, с
нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата и речи, с задержкой психического
развития, дети с выраженными расстройствами
эмоционально-волевой сферы и поведения,
умственно отсталые, дети со сложными
комбинированными недостатками в развитии. Есть
инвалиды от рождения, есть те, что стали ими в
результате травмы.
От одного перечисления становится не по
себе. Хочется подумать о чем-нибудь другом.
Пока наше общество примерно так и
поступает.
Можно привести статистику: 45 процентов
образовательных и лечебных учреждений для таких
детей требуют капитального ремонта или
находятся в аварийном состоянии; только 56
процентов зданий имеют все санитарные условия;
несколько лет не издается Федеральный комплект
специальных учебников; только 10 процентов
педагогов коррекционных учреждений имеют высшее
образование, а в самих педагогических вузах
практически нет высококвалифицированных
преподавателей по этим специальностям; и т.д. и т.п.
Статистику можно приводить до
бесконечности, но вряд ли она скажет нам что-то
новое. Мы все и так догадываемся, что ничего
хорошего о жизни ребенка-инвалида в России
услышать нельзя.
И когда на этом фоне вдруг все-таки
слышишь про крестьянскую общину в городе Могоча
Читинской области, где все воспитанники живут
семьями в отдельных коттеджах, где есть
стиральные машины и телевизоры, теплицы и
парники, крупный рогатый скот и лошади; или про
интернат в Ярославской области для детей-инвалидов,
которые справляются с десятками гектаров
пахотной земли и сотней голов крупного рогатого
скота, работают в собственном колбасном цехе,
школьной швейной и обувной мастерских; про
лечебно-педагогический центр в Псковской
области, где успешно, хотя все они признаны
необучаемыми, учатся 50 детей с глубокой
умственной отсталостью, то от таких исключений
становится только еще печальнее на душе.
Замечательно, если это будет
Беды ребенка, за которым замечены некие
странности, начинаются в психолого-медико-педагогической
комиссии.
– В ряде ПМПК нередки случаи
использования устаревших методик диагностики,
анализ ограничивается лишь оценкой способностей
к обучению, – признал начальник управления
специального образования Дмитрий Шилов. –
Выставляемые детям в очень раннем возрасте
диагнозы не всегда точны и ведут к навешиванию
ребенку ярлыков, что осложняет ему жизнь и
ограничивает развитие.
А по словам Николая Малофеева, директора
Института коррекционной педагогики Российской
академии образования, если начать диагностику и
лечение на первом году жизни, к начальной школе
треть детей удается подвести к состоянию нормы, и
всех их минует участь спецшколы.
– Это замечательно, это будет не просто
революция, – считает Валентина Дианова,
руководитель Красноярского центра-комплекса для
детей-сирот, – а массовый отсев детей из спецшкол.
Ведь сегодня дети с сенсорными и соматическими
нарушениями, которым вполне можно помочь,
попадают в специальные заведения и потом идут по
жизни, что называется, с нарастающим фактором.
Каждый раз, когда слышишь конкретные и
насущные просьбы из зала, понимаешь, что скорее
всего, как всегда, услышат не их, а нечто другое.
Насущное, как правило, требует сил и денег.
Надуманное и ненужное выполняется легче всего.
– Измените норматив учебных групп и
норматив для проживающих в общежитии! –
предлагали выступавшие. – Не должно быть одного
педагога на этаж, где живут сорок сирот-инвалидов.
Вот в чем нужна помощь министерства!
– Заострите вопрос о трудоустройстве
инвалидов-сирот! На уровне местных властей
проблема не решается, и это катастрофа: все наши
усилия ввести ребенка в общество терпят крах.
Инвалиды возвращаются к нам, потому что больше
идти им некуда. Нужна новая модель сопровождения
ребенка до его трудоустройства – комплекс от
ясель до цеха.
И эту проблему свести к стандартам?
– Дайте нам стандарты для каждого вида
нарушений! Мы должны знать, что может, например,
глухой ребенок, а что – слабовидящий, –
совершенно серьезно взмолился кто-то с трибуны.
И мне представилось, как почтенные
академики готовят “Стандарт для слепого”,
“Стандарт для глухого”, “Стандарт для ребенка с
болезнью Дауна”, – это звучит издевательски, но
кощунствую не я. Сложные комплексные и
эмоционально-волевые нарушения тоже научно
подведут под стандарт, не задумываясь о том,
насколько эти дети отличаются друг от друга. Два
ребенка с поражениями слуха слышат по-разному,
живут по-разному – неужели оба они могут достичь
какого-то одного результата? А ребенку, который
не только плохо видит, но и плохо слышит, что же,
предъявлять сразу два стандарта?
– Не надо нам стандартов для инвалидов!
– испугались в зале. – У нас учатся дети,
получившие травмы, с вполне сохраненным
интеллектом. Им поступать в вузы – там ведь
спросят по полной программе, а не по стандарту
для умственно отсталых! Нам нужны не
адаптированные стандарты, а адаптированные
условия обучения. Не олигофренопедагоги, а
предметники. Не коррекционные минимумы, а
лечебные мероприятия и безбарьерное
пространство. А их нет!
Система образования в огромном долгу
перед детьми с глубокой умственной отсталостью,
потому что абсолютное большинство из них
обучаемо, говорили выступавшие, – смотря что
понимать под обучением. Умение обслуживать себя,
ориентироваться в пространстве, принимать
помощь, общаться с людьми – это суть
реабилитации, в этом возможны успехи.
...Ну что ж, если продолжить позицию
Министерства образования до логического конца,
оно подумает и вместе с РАО разработает и такой
стандарт.
Все-таки нам очень нужен один стандарт –
на меру допустимого абсурда.
|