Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/1999

Архив

Маленький
мир, где нет мелочей

Если дружба, то на всю жизнь, а если вражда...

Кому же нравится, когда дети ссорятся? Но как прожить в классе без конфликтов? Взрослым непросто, и у детей так же. Вмешиваться или не вмешиваться? Быть судьей, адвокатом, прокурором или просто свидетелем? Как часто мы попросту растаскиваем драчунов по углам и глубокомысленно пытаемся рассуждать о детских конфликтах. Не лучше ли все же организовать в классе такую особенную жизнь, в которой постепенно исчезнет повод для ссор, а между детьми и взрослыми будет принят негласный кодекс чести?

Школьный класс – это целый мир. Мир тридцати. Любые изменения во взаимоотношениях хотя бы двоих ребят – камень, брошенный в воду. Круги расходятся долго. У мальчиков конфликты, как правило, заметнее, но поверхностнее. У девочек они меньше бросаются в глаза, но переживаются глубже.
Слили два пятых класса. Два разных коллектива, отличающихся и по настрою, и по традициям. Через год, когда слитые поневоле наконец притерлись, начались личные конфликты и трагедии. Оговорюсь: речь пойдет о довольно благополучном классе с хорошей дисциплиной и приличной успеваемостью.
Сидели за одной партой две неразлучные подружки. Тихие, умные. Одна из них – отличница, другая – почти. На этом, впрочем, сходство и заканчивалось. Но не в сходстве дело. Годами могут дружить между собой очень разные ребята. Все зависит от соотношения лидер – ведомый. Если такой тандем взаимно устраивает обе стороны – отношения будут прочными. Если нет – рано или поздно распадутся. Но хорошо нам, взрослым, судить об этом со стороны и свысока. Объяснить-то все можно, но когда сталкиваешься с реальными взаимоотношениями и конфликтами в собственном классе, научные познания не помогают, требуется нечто совсем другое. А что, извольте понять самостоятельно. Не подскажет ничей опыт – слишком неповторимы любые человеческие отношения.
Девчоночьи трагедии как будто бы складываются из мелочей. Таня долго болела, Наташе стало скучно сидеть одной за партой, и она пригласила к себе Аню. Учителя не препятствовали. Когда Таня вернулась в класс, Анюта сразу уступила ей “законное” место. Но Аня с Наташей уже подружились и на перемене не отходят друг от друга. Таня ревнует, обижается и ставит условие: “Я или она”. Наташа оказывается в затруднительном положении – ей никого не хочется обижать. Скоро заболевает Аня, но отношения между Наташей и Таней уже дали трещину, и теперь всякое недоразумение – а ими буквально набит любой школьный день – рассматривается как камешек, намеренно брошенный в чужой огород.
Чем тут можно помочь? Ситуация накаляется, одна несуразность лепится на другую, и конфликт между бывшими подругами нарастает как снежный ком.
В классе проходит конкурс праздничных газет. Девочки уже принципиально работают в разных группах. Потом газета Тани оказывается в Наташиных руках. Кстати, намерения были самые благие. Таня на несколько минут отлучилась с урока, и Наташа спрятала газету от мальчишек. В результате – скандал. “Зачем она взяла нашу газету? – возмущается Таня. – Свою еще не доделали, а теперь вдруг с нас все спишут!”
Попробуй тут уговори, что газета не задачка по математике, что списать невозможно. Ссора ведь не из-за газеты. Газета лишь повод. Но девочки уже просят, чтобы их рассадили, – больше не желают даже за одной партой сидеть. И у обеих глаза на мокром месте, и обе обижены – страдания нешуточные. Вспоминается свое детство, когда так же болезненно и бескомпромиссно воспринималась любая, самая нелепая, мелочь. Подростки не признают полутонов.
Если дружба – так непременно на всю жизнь и беспредельно верная.
Если вражда – тоже.
И если эти бури кажутся нам бурями в стакане воды – мы не правы. Просто у нас другой масштаб, иной взгляд на жизнь. Мы можем быть снисходительными в мелочах. Компромиссности мы учимся только постепенно – с возрастом. Двенадцатилетним нас не понять.
Разговариваю с каждой из девочек отдельно, стараясь сгладить острые углы. Смотрят одинаково недоверчиво. Не могут понять. Время не пришло.
Остается лишь уповать на то, что твои примирительные слова останутся где-то в уголочке детской памяти.
Девочки остаются со своими драмами. А я – с размышлениями. Может ли классный руководитель справиться с каждым микроконфликтом, возникающим у ребят? Должен ли он делать это, пытаясь вмешиваться в их взаимоотношения хотя бы советом? Невозможно примирить всех. Наверное, и не нужно пытаться это сделать. Но когда переживаешь вместе с детьми, безразличной остаться тоже невозможно.

Мария АМФИЛОХИЕВА
С.-Петербург
Рейтинг@Mail.ru