Урок выбора
Педагог дает его своей независимостью,
своим стилем и голосом
Тот, кто хоть раз
попадал на любой семинар по нетрадиционной
методике, знает: главное в этих встречах –
общение в перерывах. Днем, вечером, ночами
расспрашивают люди друг друга, рассказывают, что
пережили, передумали, как учились по-другому
работать.
Вот и очередной семинар по подготовке
преподавателей в рамках программы развития
критического мышления не обошелся без больной
темы. Эти семинары проводит Институт “Открытое
общество” (Фонд Сороса) в рамках проекта “Чтение
и письмо для развития критического мышления”.
Методика основана на уважении к мнению ученика, а
ее цель – сформировать у него умение и желание
учиться творчески.
– Не я вас учу, а мы вместе учимся. И не столько
моему предмету, сколько жизни через изучение
предмета, – сформулировала принцип работы по
этой методике педагог из Самары.
– Хорошо тем, чья школа вся работает в одном
русле! – с горечью восклицает другая
учительница. – Мы вот учим ребят уважению друг к
другу, умению слышать другого, стараться понять,
даже если не принимаешь другую точку зрения,
уметь работать в группе, принимать общие решения,
а они выходят с моего урока и на следующем слышат:
“Делай, как сказал учитель. Усвой материал, а
свое мнение будешь высказывать, когда
вырастешь”. И что? Да, нас дети любят, может быть,
больше, чем авторитарных педагогов. Но если ты
один в школе, получается, что ты работаешь почти
впустую.
– Как же уважение может быть впустую? – В монолог
врывается густой бас Бада Огла, американца,
ведущего семинар вместе со своей женой Донной. –
Вы даете ученику возможность выбора.
Горькие улыбки на лицах отражают одну общую
мысль: какой выбор?! Кто наших детей спрашивает, у
кого и как они хотят учиться?
Разговор об отношениях с коллегами продолжается,
а я все думаю о праве выбора.
Хорошо, конечно, учиться и работать в школе, где
все построено на уважении к каждому, где учат
умению учиться и жить. Но если вы один в школе
работаете так, чего вы добьетесь?
Да и кто сказал, что даже самая хорошая,
демократичная школа обязательно перевесит
влияние среды, в которой растет ваш ученик? Но,
по-моему, вы добьетесь главного – ваши дети
увидят, что может быть и другая, не авторитарная
манера общения и преподавания. Одним вашим
присутствием и стилем работы вы даете каждому
ребенку право выбора, ибо он видит два стиля
жизни в обществе и два метода обучения. Есть из
чего выбирать. Если же вы сдадитесь и решите, что
бесполезно быть единственным воином в поле,
ученик, живущий в семье, где исповедуют право
сильного, видящий в школе только право сильного,
будет этого выбора лишен. Как можно выбирать то,
чего не видел, не знаешь?
Вот голос замечательной учительницы из
Новосибирска Серафимы Бахаревой:
– Все наши лучшие педагоги-новаторы выросли в
обычной советской школе. Однообразно жесткой. А
выбрали – другое. Почему? Амонашвили, вспоминая
детство, говорит об учителе, оставившем след в
его душе, – учительнице литературы, отошедшей от
школьной программы. Они не изучали и не проходили
непрограммное произведение, а читали вместе.
Шалва Александрович назвал это подвигом.
– И все же обидно и трудно так работать.
Бьешься-бьешься, а тебя никто не слышит. Хорошо,
если не мешают, осуждают в кулуарах, крутят
пальцем у виска, – сетует коллега.
– А за что ты бьешься? За понимание коллег или
доверие и успехи детей? – переспрашивают почти
хором учительница из Москвы и психолог из
Петербурга.
– Я поняла вот что, – слышен задумчивый голос. –
Надо перестать волноваться из-за того, что тебя
не понимают коллеги, не признает администрация.
Не мешают – можно жить и работать. Надо просто
для себя внутренне расставить приоритеты. Если
нужно признание коллег, рано или поздно
добьешься чего-то. Но дети тогда очень быстро
отходят на второй план в этой борьбе за
признание. Они уже не так верят тебе. Ты
беспокоишься, чтобы тебя поняли взрослые, и
начинаешь подсознательно использовать для этого
детей.
А если тебе на самом деле важно их доверие,
изменение в их отношении к людям и к учебе, в их
самооценке – все то, что поможет им потом в жизни,
– тогда искренне перестань ждать понимания там,
где его нет. Единомышленники рано или поздно
найдутся – не в твоей школе, так в другой. Хотя бы
один. Просто надо четко уяснить себе, что ты
ищешь, о чем беспокоишься.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется...
Что же отзовется, если слово не прозвучит?
Наша уверенность в правильности целей и в
нужности своей работы, пусть даже пока в
одиночестве, – тоже вопрос свободы выбора:
опустить руки легче.
Только из чего тогда будут выбирать наши дети?
|