Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/1999

Архив
Татьяна УСТИНОВА

Лишняя копейка

О тех, кто знает, где ее найти

Деньги из бюджета поступают на школьные счета из рук вон плохо. И все-таки школы, как и люди, живут по-разному – кто-то лучше, кто-то хуже. Мы хотим рассказать о тех, кто вопреки всему – разумным доводам о том, что не стоит педагогам заниматься тем, чем им несвойственно, что школа не освобождается ни от каких налогов, – все-таки ищет выход, развивает кипучую хозяйственную деятельность и помогает себе, учителям, ученикам. И помимо всего прочего учит ребят предприимчивости, дает им уверенность в собственных силах. Может быть, их опыт пригодится, даст толчок к появлению других идей.

Михайловский парадокс

Скажите кому-нибудь в Москве, что полноценный обед из трех блюд может стоить 5 рублей, – вас просто засмеют. А вот студенты педагогического комплекса в селе Михайловском Волгоградской области платят именно столько. И свет, и тепло здесь за неуплату никогда не отключают. Главным образом благодаря кипучей хозяйственной деятельности директора Владимира Арнаутова.
У комплекса 1200 га пахотной земли, техника – комбайны, тракторы, овощехранилище. Только не пугайтесь: ученики занимаются своим основным делом – учебой, а работают наемные рабочие. Для этого создана сельскохозяйственная фирма, стопроцентным учредителем которой стало учебное заведение. Сначала пытались как можно больше выращивать сами, потом поняли, что выгоднее сеять только гречку и подсолнечник, излишки продавать, а на вырученные деньги покупать все остальное.
Другой источник дохода – сдача в аренду помещений. Сейчас на территории комплекса разместились магазин, парикмахерская, буфет, стоматологический кабинет. Турниры, которые проводятся в спортзале, также приносят деньги. И гостиница на 140 мест не простаивает. Недавно за ее счет погасили долг в 140 тысяч рублей за коммунальные услуги.
Зная коммерческую сметку директора, что ничего у него не приходит в запустение, районные власти передали на баланс комплекса Дом культуры. Теперь здесь проходят дискотеки, а в ближайших планах – отремонтировать оборудование и начать показывать кинофильмы. Об образовательных услугах в Михайловском тоже не забывают. Компьютер осваивают и дошкольники, и взрослые. Работают и подготовительные курсы для поступления в средние и высшие учебные заведения.

Коврики на экспорт и разговорный эвенский

Издревле славились якуты талантами художников и ремесленников. Можно ли было представить, что впоследствии только единицы будут владеть мастерством предков?
Но сейчас вроде бы спохватились. В национальных школах – в селах Оймякон, Томторе, Тероте, Сордонохе – возрождают древние ремесла. Не только на уроках труда, но и на факультативах здесь учат работать с мехом, металлом, берестой.
Вот платье для девушки, а вот – для женщины. В этом туеске следует хранить творог, а в этом – молоко. И шапку сошьют из любого меха – белки, зайца, ондатры. Мастера по металлу изготовят чарон – чашу с ручкой, кольца, серьги, браслеты. А вот коврики, сотканные из конского волоса, так поразили воображение иностранцев, что их стали поставлять на экспорт.
Рядом с якутами испокон веков жил другой разбросанный по всему Северу и Дальнему Востоку древний народ – эвены. Два года назад в селе Ючугей, что в переводе означает хороший, школьников начали знакомить с культурой предков, от которой они порядком оторвались. Их родители очень много времени проводят на пастбищах, вдали от детей, поэтому все меньше эвенов говорят на родном языке, знают традиции и владеют древними ремеслами. В школе ввели факультатив по языку (причем, кроме родного, ребята изучают якутский, русский, немецкий или английский), а в мастерских обучают шить варежки и торбаса из оленьей шкуры, национальные платья, изготавливать украшения.
Изделия неожиданно стали пользоваться хорошим спросом у односельчан, приезжих, стали поступать заказы. Не очень умелые детские руки быстро становятся все более ловкими и приносят стабильный доход, которого хватает на закупку бисера, иголок и даже на небольшую зарплату детям.

Бухгалтерия лицейского кафе

Чтобы теория не была слишком сухой, группе школьников, которые изучают менеджмент в лицее № 5 в городе Каменск-Шахтинском Ростовской области, разрешили организовать собственное дело. Ребята взяли на себя школьное кафе “Альтаир”, где они отвечают за все: за поставку продукции, обслуживание клиентов, за то, чтобы кафе приносило прибыль. В выходные и праздники “менеджеры” устраивают дискотеки, плата от которых также идет в школьный бюджет.

Картофельное поле интерната из Хакасии

Нужен ли сейчас кому-нибудь милый, добрый пришкольный участок, на котором мы когда-то под руководством учителей биологии выращивали цветы, а в других школах – зелень, капусту, морковку? Доходят ли до него руки и может ли он хоть как-то помочь детям и учителям, чтобы их стол был немного более разнообразным?
Вспомогательная школа-интернат из Хакасии (село Аскиз) не только обеспечивает себя продуктами – овощами, мясом и молоком, но и продает излишки.
С 12 лет дети начинают выбирать, какую профессию они хотели бы получить. Кому-то больше нравится возиться с землей, кому-то – с животными. А кто-то предпочитает проводить время на пасеке. Другие работают в столярных, швейных мастерских, обучаются обувному делу. И взрослые стараются, чтобы труд и старания их подопечных не пропадали зря, а приносили прибыль.
Особым спросом у покупателей пользуются легкое платье и зимняя обувь. В столярной мастерской изготавливают табуретки, детские кроватки, кухонную утварь. Дети в этом году собрали приличный урожай овощей, меда (почти две тонны!), вырастили 13 бычков. За рассадой в их теплицу приходят жители окрестных деревень. И все это на старой технике, которую отдали почти 15 лет назад за ненадобностью. Тогда и стали выращивать на пришкольном участке размером в полгектара овощи, а на даче – картофель.
– Можно было бы и излишки получать, продавать другим детским учреждениям, – говорит директор Анфиза Угдыжекова, – но нужна техника.
Не в ущерб ли учебе вся эта кипучая деятельность? Но здесь учатся дети с ограниченными возможностями, то есть для них развитие практических навыков означает и развитие интеллекта. С другой стороны, любому ребенку так важно осознавать: я могу, я способен, я получаю вознаграждение за свой труд. Много ли школ сегодня в состоянии возить детей на экскурсии? А интернатские дети из далекой Сибири ездят в Красноярск, Москву, Санкт-Петербург и даже в Алма-Ату. Им покупают музыкальные инструменты, а выпускникам оказывают материальную помощь. Здесь мечтают о том, чтобы приобретать для них и жилье. Оказывается, если есть инициатива и некоторая хозяйская сметка, то можно очень многое.

Рейтинг@Mail.ru