Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/1999

Архив
СТРАНИЧКА ВАСИЛИЯ   КОЛЬЧЕНКО
Нью-Йорк
Продолжаю отвечатъ на вопросы
Валентины Ивановны Кургак, учителъницы
из Приморского края.

"Пожалуйста, внимательно прочтите статью Симона Львовича Соловейчика “Закон заслуженного собеседника” и ответьте, если сможете, – просит Валентина Ивановна, – почему этот закон остался незамеченным. Симон Львович назвал его основным законом педагогики и считал, что его нужно было бы изучать во всех педагогических учебных заведениях. Если внимательно, не на бегу, вдумываясь, прочесть этот закон, то многое становится ясным в воспитании”.
Вот это вопрос! Начал я с того, что отыскал и перечитал ту самую статью, напечатанную в “Первом сентября” в 1997 году, № 76, а до этого – в № 95 за 1996 год. Симон Львович, ссылаясь на Ухтомского, пишет: “В каждом человеке есть что-то худшее и что-то лучшее. И если ты заслужил, если ты сам человек, то всякий оборачивается к тебе лучшей своей стороной”. Это о жизни в целом. В этом тайна личных бед и несчастий одних людей и кажущейся удачливости и счастливой судьбы других.
А вот применение того же закона к педагогике: “Если учитель заслужил хорошего ученика, если он видит в ученике хорошее, то ученик поворачивается к нему хорошей своей стороной, и так, постепенно, он приобретает опыт быть хорошим. Неуклюже сказано “Опыт быть хорошим”, согласен; но это бесценный опыт. Постепенно, со временем, он становится сущностью ребенка, ученика. И так люди становятся лучше”.
В нескольких строчках выражена суть воспитания. Все разнообразие форм и методов, весь увлекательный мир драматических воспитательных ситуаций сводится к одному: побудить ребенка повернуться к нам своей хорошей стороной, постепенно приобретая “опыт быть хорошим”.
Не все поймут, не все согласятся. Что значит “видеть в ученике хорошее”? А если он и такой и сякой, и ничего в нем нету хорошего, ну ни капельки? Как же увидеть то, чего нет? Тут можно возразить: в каждом человеке есть что-то человеческое. Найти это “что-то”, разбудить его, развить – задача учителя.
Но я возражать не буду. Если не видите ничего хорошего в ребенке – чем тут поможешь? Это не какие-то розовые очки, которые можно надевать или снимать по надобности. Это не очки, а особое зрение. Талант воспитателя в том и состоит, что у него развивается такое зрение – зрение любви.
Сюсюканье тут ни при чем. Сюсюканье фальшиво, за ним люди пытаются скрыть свою душевную слепоту и страх перед ребенком. Настоящий воспитатель может быть очень строгим, но он смотрит на детей любящим взглядом. От одного такого взгляда душа ребенка может оттаять и расцвести удивительным цветком.
Мне трудно удержаться от высоких слов, потому что я не раз был свидетелем и участником таких превращений. Ничего более высокого и трогательного нет на свете. У тебя на глазах совершается чудо – нерукотворное, хрупкое.
“Закон заслуженного собеседника” его объясняет, точнее, пытается объяснить, потому что настоящее чудо необъяснимо. Творческая идеализация, доминанта на человеческое лицо превращает нас в достойных собеседников, а значит, и воспитателей.
Но давайте вернемся на грешную землю. Возьмем повседневный эксперимент, который происходит в каждой школе: один и тот же класс, переходящий с урока на урок. У одной учительницы эти дети словно ангелы – послушные, улыбчивые, старательные, инициативные.
Звенит звонок. Те же дети, но на уроке. Их будто подменили. Другие лица, жесты, интонации. Между учителем и учениками идет война. Кто бы в ней ни победил, все останутся в проигрыше. Неужели эти жестокие, угрюмые, скучающие недоросли были на прошлом уроке милыми и добрыми детьми?
Другой урок – и опять новая картина. Будто кто-то щелкнул переключателем – и все изменилось. Но что же на самом деле изменилось? Отношения между детьми и учителем. Другой собеседник – другие партнеры. Чем лучше и душевнее они начинали свое сотрудничество, тем лучше становится атмосфера в классе. И наоборот: чем хуже, тем хуже.
Я проверил этот закон на своем преподавательском опыте в Америке. И здесь он остается в силе! Американские студенты оживают, чувствуя интерес преподавателя к ученикам и предмету, они ценят его сочувственное и уважительное отношение. С первого дня мои ученики улыбаются, завидев меня в коридоре, на лестнице, на улице.
Те же студенты пошли жаловаться на коллегу-профессора. Он скучно рассказывает, не хочет отвечать на их вопросы, несправедливо ставит оценки. Хороший, кстати, специалист, но видимо, слабый собеседник.
Почему учителя не готовят к роли собеседника? Потому что научить чувству гораздо труднее, чем знаниям-умениям. Педагогов учат чему угодно, а про самое важное забывают. В школе, да и в семье, да и вообще в жизни нет ничего важнее отношений между людьми и особенно между детьми и взрослыми. Когда-нибудь это и будет написано на первой странице учебника педагогики.l

Рейтинг@Mail.ru