Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Чиновники начинают расправляться
с самостоятельными школами

Сценарий везде один: сначала проверить, потом закрыть

Наша газета не однажды писала об этой школе, а последний раз мы услышали о ней в декабре. Тогда башкирские оперативники из отдела по борьбе с экономическими преступлениями прислали в Москву запрос о том, какие отчетные документы представила московская группа экспертов и журналистов, приезжавшая в Стерлитамак
в школу “Вита”. Мы были буквально ошарашены этим запросом – никто не мог понять, в чем дело. А дело было в том, что “Виту” вот уже полгода усиленно проверяли. И городской прокурор еще в самом начале всех проверок заявил на городской оперативке, что дело закончится открытием уголовного дела. В школе не раз производили обыск прямо в учебное время. Искали оружие, искали наркотики. Ничего не нашли, не удалось и дело открыть. Никаких хищений, никаких преступлений. Вот только три четверти детей за это время из школы ушли. И директор Елена Бродская сегодня позвонила в редакцию и сказала: “Нашу школу прикончили. Нет больше сил, закрываемся”.

Так, как хотите вы, не будет никогда!

“Вита” – частное образовательное учреждение. Создавали ее энтузиасты, последняя волна педагогических романтиков начала девяностых. Лидером была Елена Бродская. Об идеях этой школы мы не раз писали. Но ее и видели очень многие: почти на каждом фестивале “Авторская школа” Бродская и ее коллеги представляли свой проект, и в прошлом году им был присвоен статус “Федеральная экспериментальная площадка”. Атмосфера в этой школе была (теперь уже надо писать “была”) такая, что сразу ощущалось: хозяева школы – дети. Здание старенькое (даже не было кабинета химии, из-за чего и начались все беды), но каждый уголок бывшего детского сада освоен детьми и учителями. Висят огромные листы бумаги, на которых ученики каждую перемену пишут свои ощущения от уроков или послания директору, или просто умные мысли.
Учителя старались вырваться за рамки программ и учебных предметов, чтобы дети сами строили свои знания, а не зазубривали учебник. Переходный этап был – интегрированные курсы, через которые прошла и сама Бродская, и ее коллеги. Затем и литераторы, и историки, и математики стали делать попытки создания “учительско-детских” программ, таких, чтобы дети были открывателями самих знаний, а не только способов работы с материалом.
Бродская с товарищами хотели построить школу, в которой дети и учителя проделывают трудную совместную работу создания правил. Не выучивания, а создания.
И поначалу все шло неплохо.
Школа даже получила государственную аккредитацию.
Из-за нее, из-за этой аккредитации, школа и погибла.
Наверняка в школьном хозяйстве Бродской была масса недостатков. Творческому человеку, которому приходится вести еще и хозяйство, всегда удается наделать столько ошибок, что сто мудрецов не исправят.
Но, на счастье учеников “Виты”, в школу пришла опытная бухгалтер, разгребла авгиевы конюшни запущенной бухгалтерии и повела все как надо.
А после аккредитации частная школа “Вита” резко снизила родительскую плату за обучение, справедливо надеясь, что покроет расходы за счет денег, поступивших от государства. Ведь по Закону РФ “Об образовании” аккредитованным негосударственным образовательным учреждениям выделяется финансирование наряду с государственными. И это абсолютно справедливо, потому что родители учеников “Виты” и других негосударственных школ платят налоги в государственную казну так же, как и родители учеников государственных школ.
На эти деньги “Вита” и рассчитывала. Но денег ей никто не дал. А за аренду, свет, тепло и воду надо было платить. И зарплату учителям надо было платить.
“Вита” стала требовать.
Это не понравилось никому. И требовательной “Вите” стали устраивать проверку за проверкой. Вокруг нее создавалось такое негативное поле, что фамилия Бродской даже у тех, кто прекрасно знал Елену Феликсовну, стала нарицательной:
– Мы, конечно, не знаем точно, но ею занимается уже и ФСБ, и ОБЭП, и прокурор...
Стали уходить учителя, родители стали уводить детей.
А после того как обнаружили, что в школе нет кабинета химии, аккредитацию и вовсе отменили.
Все силы уходили на то, чтобы доказать: никто ничего не украл, в школе не прячут оружие, не торгуют наркотиками, не мафия, не...
В последний день жизни “Виты” в зале собралось около 40 учеников.
“Вита” умерла.

И даже нет правил, чтобы выжить

За последние месяцы к нам чуть ли не каждый день звонят и приходят люди за помощью.
Закрывают школу в Краснодаре. Выселяют школу в Рязани. Прекратили финансирование школы в Набережных Челнах. Позвонили от Щетинина – просят помочь, срочно приехать...
Нельзя сказать, что жертвами административного нашествия становятся только негосударственные школы. Жертвами становятся школы, которые хоть в чем-то самостоятельные. Школы, которые стараются жить не по устаревшим правилам, а по становящимся. По нарождающимся нормам рынка, гражданского общества, демократии.
И повсюду один сценарий – проверки, проверки, проверки.
Это поразительно: в стране творится такое, что нарушения, на которые приходится идти школе, чтобы выжить, не сравнимы ни по деньгам, ни по результату. Государству не ущерб наносится, а реальная польза – школа выживает. Но преследовать школу безопасно – это ведь не настоящие преступники, которые могут за себя постоять. И взятку школа дать не может – нечем. Оптимальный вариант для свершения правосудия.
Одну пожилую директрису почти год мучили допросами, пытаясь найти преступление в организации вывоза детей на летний отдых. А возить приходилось из Сибири к морю. Несколько лет подряд, вплоть до последнего лета, героическая женщина вывозила двести пятьдесят северных ребят на юг. Как вы думаете, при этом у нее все счета были в порядке? И кормила она их, особенно в дороге, строго по инструкции? Но следователи ей прямо сказали: “Есть указание, чтобы дело довести до суда”. Спасло только то, что мэр поменялся и прекратил этот фарс, который, впрочем, вполне мог кончиться трагедией.
И мы знаем еще только один пример, когда власти школу спасли. И школу, и директора, и талантливых учителей.
В Ижевске гуманитарный лицей на свою беду взял кредит в банке. Заплатил зарплату учителям. Надеялись, что городская администрация рассчитается со школой, а школа – с банком. Как раз в это время начались задолженности. Банк пошел в атаку. Вмешались органы.
И одним мановением руки можно было и лицей закрыть, и директора в порошок стереть, и даже отчитаться – вот мы какие, мы за порядок.
Но и школу сохранили, и директора, и долг отдали. Мэр города – А.Салтыков, заместитель – Г.Ахророва, начальник управления – А.Копинов. Единственный случай, когда за школу заступились. Не потому что так уж директор прав и всем надо брать кредиты.
Потому что понимают – самостоятельность надо поддерживать. У школ должна быть своя активность, директору надо быть предпринимателем в прямом смысле слова, не торгашом, не ростовщиком. Надо каждый день предпринимать что-то, что бы меняло школу. Действовать, придумывать, поступать не так, как другие.
А вот тут-то и опасность.
Ведь когда все как один, ими и управлять легче.
– Конечно, легче, – скажут те, кто привел “Виту” к закрытию. И легче и правильнее. А то если все будут как Бродская – в школе Бог знает что творит, так еще и на наши денежки зарится!
...Беда пришла. Денег на всех не хватает. Поэтому по старой комиссарской привычке школы уплотняют. Уплотняют, урезают, добивают, выравнивают. Присылают людей с оружием, с ордерами, с полномочиями. Нельзя ни свое содержание разрабатывать, нельзя деньги для школы добывать, нельзя быть самим собой. Беда.
По законам жанра в этом месте надо было поместить обнадеживающий абзац, чтобы у читателя не сложилось ощущение полной безысходности. Но у меня перед глазами стоят плачущая директор “Виты” Елена Бродская и ее теперь уже бывшие ученики, у которых тоже глаза на мокром месте. И ревущие в голос молоденькие учительницы, для которых педагогическая жизнь началась с разгрома. И нет у меня никакого желания заканчивать обнадеживающими словами.
Наоборот, открываем скорбный список: “Вита” – под номером первым.
Вспоминается только фраза из фильма “Список Шиндлера”: “И даже нет правил, чтобы выжить”... l

Спонсор публикации статьи: старейшее агентство недвижимости Москвы «Агентство Ризолит». Агентство поможет купить квартиру продать квартиру или обменять квартиру, в короткие сроки и с максимальной выгодой для клиента. Профессионализм и большой опыт успешной работы риэлторов компании, обеспечат выполнение услуг в соответствии с самыми высокими стандартами качества и надежности. Подробнее ознакомиться с предложением компании и получит консультацию квалифицированного специалиста, можно на сайте «Агентства Ризолит» http://www.rizolit.ru/

Рейтинг@Mail.ru